Все новости
Культура
4 Октября 2021, 15:17

Премьеры в Уфе: "Жизель Ботаническая"

2 октября на сцене Башкирского театра оперы и балета был представлен результат коллаборации с Русским драматическим театром г. Стерлитамака - спектакль "Жизель Ботаническая" по рассказу Эдуарда Кочергина.

Надо сказать, что премьера спектакля в Стерлитамакской Русдраме состоялась в начале этого года и с тех пор собирает постоянные аншлаги, а вот уфимцам два театра рискнули показать итог экспериментального совместного творчества впервые. Увы, постановка пока была заявлена единственным показом. В репертуарном спектакле Стерлитамака партии маленьких танцовщиц и соло Жизели исполняют воспитанницы детской хореографической студии "Русский балет". В совместном проекте принял участие симфонический оркестр Башоперы, а фрагмент из "Жизели" исполнила балерина Гульсина Мавлюкасова, народная артистка РБ.

Эдуард Кочергин - не только главный художник БДТ им. Г.А. Товстоногова, народный художник РСФСР, лауреат нескольких престижных государственных премий, академик, один из самых лучших сценографов России, удостоенный многочисленных медалей и орденов, но еще и прекрасный писатель. Его яркая, сочная проза наполнена юмором, иронией и большим багажом личных невеселых воспоминаний о тяжелом военном и послевоенном времени. Автор с сочувствием относится к асоциальным городским низам, советскому "дну" пережившего блокаду Ленинграда, где "начинала возрождаться уличная жизнь со всеми ее узорами и чудо-юдами". 

Ленинградские проститутки были еще худы и бледны, но поделили город на районы. Звали их в народе по местам обитания или средой обслуживания: "чвановки", "речные девушки", "кооператовки", "ботанические". Девицы даже организовали неофициальную артель со своей кассой и общаком. А руководила всем этим социальным злом Лидка Петроградская. Она была соседкой Кочергиных по коммунальной квартире и помогала, чем могла, вернувшейся из лагерей матери будущего художника и писателя. Находила работу "постирать-убраться", одалживала деньги. Только благодаря сердобольной соседке и выжила в ту пору интеллигентная семья репрессированных. 

И вот та самая Лидка и поведала однажды Кочергиным удивительную историю про усыновленную артелью проституток девочку. Отец Гюли был родом из Башкирии и осужден за "мокруху" на пожизненное, а маму, Дашку Ботаническую, совсем как булгаковского Берлиоза, переехал трамвай. Крошку-сироту девицы взяли под цеховую опеку и на кормление, записали на танцы. А когда увидели у девочки явный хореографический талант, решили  отдать Гюлю в Вагановское училище. "Дочь полка" закончила его с отличием и получила распределение в Башкирский театр оперы и балета. Правдой или нет была та почти сказочная история, сейчас уже у Лидки Петроградской не спросишь. Да и юная балерина вряд ли рассказывала о том, кто ее вырастил.

 Ленинградскую историю Кочергина поставила талантливая группа из Санкт-Петербурга: режиссер Дмитрий Егоров, художник Константин Соловьев, хореограф Сергей Ларионов. Дмитрий Егоров чрезвычайно бережно отнесся к авторскому тексту. Из рассказа не стали делать инсценировку, а разложили его по ролям. Героини ведут повествование от имени автора. 

В зале - полный аншлаг. На заднике экрана мелькают черно-белые кадры военной кинохроники. Под радостные кадры окончания Отечественной победу празднуют и вышедшие на сцену девушки. Условная сценография созвучна минимализму и страшной нищете того времени. Серые питерские дома-колодцы еще зияют ранами, но совсем другая эпоха уже набирает полными легкими воздух мирной жизни. Жрицы любви одеты весьма скромно, почти монохромно. 

Хотелось бы отметить великолепную игру всех женских персонажей: заслуженной артистки РФ Ольги Бовен (Лидка Питерская), Анжелики Гришкиной (Муська Колотая), народной артистки РБ Светланы Гиниятуллиной (Шурка - Вечная Каурка), Регины Рушатовой (Дашка Ботаническая), Юлии Веретновой (Аришка Порченая), Елизаветы Тодоровой (Анна) и Юлии Карташевоц (Нюрка). И молодые, и удостоенные почетными званиями актрисы выкладывались по полной, лихо отплясывая чечетку, играя на аккордеоне, баяне и огромной метафорической балалайке, символизирующей бесхитростное народное искусство бескрайних просторов России. Свои переживания и тягу к чему-то прекрасному марухи и "петровские мочалки" выражают через сентиментальный жанр городского романса с большим количеством куплетов о губительных страстях и непременным печальным финалом. Центральные героини страданий этих песен обычно женщины, именно поэтому в послевоенное время, когда многие мужчины погибли на войне, этот жанр был особенно популярен у простого народа. 

На мой взгляд, пять песен на семерых героинь - многовато для одной постановки. Я поинтересовалась у режиссера - не лучше ли было ввести в спектакль больше действия и диалогов, чем на сцене Оперного театра петь так много примитивных, полублатных песен.

Дмитрий Егоров:

- Рассказ Кочергина достаточно короткий. Для того, чтобы людям начать сопереживать героиням, понять их, чтобы они стали ближе зрителю, нужно некоторое время. Песни служат неким композиционным разбегом для раскрытия актрис. И сама постановка без них выглядела бы более скупо. Должен заметить, что спектакль на родной сцене Стерлитамака смотрится гораздо органичнее. Там нет оркестровой ямы, увеличивающей расстояние между артистами и зрителями, совершенно другая акустика. В Оперном акустика заточена на гласные, на вокал. Причем у Оперного театра есть и своя публика, воспитанная на прекрасных ариях и высоком профессиональном мастерстве. Конечно, бесхитростные песенки героинь могли покоробить слух театралов и немного странно смотрелись на сцене БГТОиБ. Но все это - дело индивидуального восприятия. Именно в этом контрасте двух полюсов разных культур и крылась ирония и хороший юмор нашего проекта. Просто нужно было воспринимать "жалостливые" романсы как наивное и грубое искусство, некие маячки времени и среды рассказанной истории. В каждой песне актрисы получали возможность дополнительно проявить образы своих героинь, сюжеты песен вплетаются в их реальную жизнь. Например, мы взяли прозаический текст Дашки Ботанической и вплели его в музыкальную структуру романса. Эффект получился потрясающий. Для нас главное было выстроить путь от неприятия зрителем вульгарных и маргинальных особ до сопереживания и симпатии к их человеческим качествам. Ведь этот спектакль не про проституток, а про любовь и внимание к человеку. Про почти недостижимую мечту и ее блистательное воплощение. Потому что в каждом человеке есть что-то прекрасное, и не стоит оценивать всех с первого взгляда. 

Главное событие пьесы - выпускной экзамен Гюли, на который приходят все проститутки Ленинграда, заваливая сцену цветами. Они дружно рыдают над судьбой Жизель и искренне гордятся талантом своей воспитанницы. Тут и многие зрители не смогли сдержать слез. В финальных сценах у меня в горле стоял ком, а потом и я прослезилась. Зал аплодировал стоя и долго. Хороший спектакль всегда должен вызывать эмоции: смех, сопереживание, слезы и оставлять приятное послевкусие. Лично я, придя домой, сразу же заказала на Wildberries три книги Эдуарда Кочергина и с огромным удовольствием прочитала на сайте Петербургского театрального журнала "Жизель Ботаническую". Совместный проект непременно стоит повторить!

Фото Александра Данилова.

Автор:Эмилия Завричко
Читайте нас: