Сказочная шекспировская комедия про античных афинян, заколдованных лесными эльфами, была поставлена в Мастерской Петра Фоменко в 2015 году и стала лауреатом Премии "Золотая Маска – 2016" в номинации "Драма – Спектакль большой формы". В Уфу эта фееричная постановка, покорившая уже сотни зрителей, приехала впервые.
"Мы очень рады приехать в Уфу, – отметил директор театра Андрей Воробьёв. – Очень благодарны фестивалю "Золотая Маска" за такую возможность и Башкирскому театру оперы и балета за то внимание, которое нам здесь уделили, помощь и поддержку в освоении сцены – не самого простого для нас пространства, поскольку оперная акустика отличается от драматической".
Оркестровая яма акустику не глушила, ее закрыли и разместили на ней дополнительные ряды, так как билеты на один из лучших московских театров уфимцы начали раскупать уже в сентябре и в зале был полный аншлаг, даже на верхних балконах.
Я видела несколько разных постановок этой шекспировской комедии, но невероятное потрясение и полное погружение в сказку испытала именно на "фоменковском" спектакле, таком светлом, легком, нереально прекрасном по сценографии и уморительно смешном контрастами тонкой материи высокого искусства Мельпомены и кондового балагана самодеятельного театра.
Магия Сна волшебного леса решалась именно через эту "тонкую материю" белых драпировок высоких колонн, символизирующих Афины, и серебристый полумрак леса многометровой шелковой материи, трепетавшей живой массой кустов и деревьев, наплывавшей густым туманом, полном призрачных фей и эльфов и накрывающим героев с головы до ног. В серебристо-жемчужных волнах ткани вдруг возникали и так же внезапно пропадали герои. А каким эффектным иллюзорным водоворотом ткань исчезала в финале! Не в эту ли кроличью нору потом провалилась Алиса у Льюиса Кэрролла?
В первых сценах актеры передвигаются на котурнах. Такие сандалии на платформах надевались древнегреческими актерами для придания облику величия. Ведь пьесы тогда, в основном, повествовали о небожителях Олимпа. Сейчас котурнами называют показное, преувеличенное изображение чего-либо.
У фоменковцев даже котурны решаются как метафора храмовых древнегреческих колоннад. Но для молодой энергии бушующих страстей такая статика - как цепь с ядром для каторжника. И герои довольно быстро спускаются на грешную землю, чтобы погрузиться в водоворот измен, предательств, новых влюбленностей, жажды мести и сладкой, упоительной любви.
Разве можно безграничную шекспировскую фантазию удержать в рамках одной сцены? И Поповски щедро выплескивает действо в зрительный зал, прилегающие к сцене ложи, верхние балконы... "Игра в игру" со сцены органично вливается в жизнь. Зал мгновенно становится лесом, где Елена (Серафима Огарева) ищет Деметрия (Юрий Буторин), а он вдруг надевает медицинскую маску и сливается с окружающими его зрителями в таких же масках.
Все без исключения фоменковцы показали высший пилотаж актерского мастерства. Но молодежь еще продемонстрировала запредельно чудесную пластику и сценодвижение, которое можно отнести скорее к акробатике или даже цирковому искусству. Белые драпировки "колонн" вдруг превращались в трапеции, на которых герои и раскачивались, и переворачивались, и взлетали, как на крыльях любви, и сплетались в немыслимые клубки, пластика которых без слов передавала разрывающие душу страсти... Впечатлила физическая подготовка артистов. Ввод на роли главных героев сможет осилить далеко не каждый, даже безумно талантливый актер.
Визуальный восторг вызвали мизансцены с небольшим оркестром фей, парящих на немыслимой высоте в огромных прозрачных кринолинах. Глядя на контражуры арфы и скрипок, я испытала эстетическое удовольствие от театрального сюрреализма постановки.
Особо хотелось бы отметить абсолютно нового для меня Пэка (Амбрацум Кабанян). Актер с потрясающим голосом и фактурой оторвался от привычного образа озорного маленького эльфа. Это уже непредсказуемый и почти не уступающий в силе лесному царю Оберону (Карэн Бадалов) эльф. Не мальчик на побегушках, а соратник и где-то даже серый кардинал. Его образ гордого и знающего себе цену распорядителя празднеств в мире людей созвучен с характером зловредного Пэка. Герои Карэна Бадалова (афинский герцог Тезей и Оберон) мудры, ироничны, немного печальны.
Во втором акте в зале стоял гомерический хохот. Есть старый анекдот Юрия Никулина на эту тему. Приходит к директору цирка посетитель с проектом уникального, фантастического номера:
- Это будет бомба! Представьте: по арене скачут девушки на лошадях, оркестр играет туш, и тут сверху спускается брезентовый мешок. Шпрехшталмейстер в него стреляет. Мешок лопается. И оказывается - он заполнен дерьмом. Шпрехшталмейстер в дерьме. Униформисты в дерьме. Оркестр в дерьме. Публика вся в дерьме...
- А в чем же фокус?
- И тут выхожу я - весь в белом!
Я вспомнила этот анекдот, когда смотрела на свиту герцога в белом, расположившуюся прекрасной вертикалью в левом углу сцены. А в правом кипело действо уличных артистов с подробной бутафорией дерева, тазика-луны, стены со щелью и "правдой жизни" в виде окровавленной ткани или деревянного меча. Кто-то хохотал над ироничными театральными контрастами, кто-то смеялся над собой и до боли знакомой ситуацией. Например, про возможную пенсию от герцога в шесть пенсов -"шестипенсию". Я в антракте встретила много артистов, режиссеров и других знакомых из сферы культуры.
После спектакля режиссер малобюджетного самодеятельного театра (талантливейшая женщина, зажатая в тисках постоянной нехватки денег) смеялась: "Господи! Это же про нас! Как мы сейчас сказки новогодние будем из старых костюмов и елок собирать".
А если серьезно - то золотомасочные постановки культуре регионов нужны как воздух. Они поднимают планку театрального мастерства, не дают застыть в успехах устоявшегося репертуара и дарят зрителям невероятное удовольствие и долгое послевкусие. Ждем с нетерпением новых гастрольных проектов и дружно держим кулачки за постановку Башкирского театра оперы и балета – "Vita Nuova" (Новая жизнь). Опера Владимира Мартынова и ее создатели стали номинантами ХХVIII Российской Национальной театральной Премии "Золотая маска" сразу в шести категориях! Окончательные итоги и будут подведены весной следующего года.