Музыкальный руководитель и дирижер-постановщик «Евгения Онегина» - начальник Образцово-показательного оркестра войск национальной гвардии РФ, заслуженный артист РБ полковник Азат Шахмухаметов. Режиссер-постановщик - Ляйсан Сафаргулова. Это дебют Ляйсан в качестве режиссера оперы. Художник-постановщик - заслуженный артист РБ Иван Складчиков.
На пресс-подходе перед началом просмотра постановочная труппа пообщалась с журналистами.
Ляйсан Сафаргулова, режиссер-постановщик:
- Идея возвращения на сцену нашего театра «Евгения Онегина» витала в воздухе давно. Эта опера тесно связана с историей Башкирского театра оперы и балета. «Евгений Онегин» был в числе первых постановок на его сцене. А всего разных воплощений этого великого произведения Чайковского в Башопере было семь. К тому же в любом крупном государственном оперном театре в репертуаре есть это название, а у нас оно достаточно долгое время отсутствовало. Руководство рискнуло отдать это громкое название для постановки мне, молодому режиссеру, и мы в сотворчестве с более опытными коллегами работали над постановкой почти два года. Наша постановка - о Татьяне. Мы ставим оперу о ней, через ее переживания и восприятие событий. Но это не режиссерский ход, не наша прихоть, а решение, вышедшее из музыки Чайковского - он писал оперу именно о Татьяне, ведь во всем произведении сквозит ее тема. От первой увертюры до финала. У исполнительниц Татьяны (в дубле героиню играют трое солисток) в подсознании есть ее сложившийся образ, часто уводящий к штампам. Иногда это неплохо, но с кем-то приходилось ломать эти штампы, находить новые краски и интересные ходы. Тенденция осовременивания классики, к счастью, уходит. Мы не ставили задачу удивить зрителя новыми формами, мы хотели раскрыть персонажей изнутри через музыку и великую поэзию. Сделать их современными через реальность переживаний и эмоций, а не за счет внешних форм.
Рамуне Ходоркайте, хореограф-постановщик:
- Всегда нелегко работать с хором, ведь людей на сцене большое количество. К тому же их основная задача - петь, а у нас они активно двигаются, играют, это живые персонажи. И тут все замечательно сложилось. Хорошо вписались в оперу и замечательные артисты балета. Очень многое для хореографии и пластики спектакля диктует общая эстетика - декорации и костюмы. Положение тела, рук, передвижения, темпоритм...
Иван Складчиков, художник-постановщик и художник по костюмам:
- Наш спектакль - это воспоминания Татьяны, и реальностью является только третий акт. Поэтому я начинал рисовать Татьяну как раз с финального образа светской львицы в шикарном красном платье. Из дивы, затянутой в жесткий корсет, ограничивающий движения, рождался образ живой, непосредственной девочки первых актов. О костюмах. Мы немного сменили эпоху, перенесли действие романа ближе к эпохе Петра Ильича Чайковского. Мы ушли от ампирных платьев начала XIX века и взяли за основу моду пятидесятых годов XIX века. Это была эпоха вторых кринолинов. В финале мы показываем уже эпоху турнюров, подчеркивающих все женские прелести. То есть на сцене реально меняется мода в зависимости от времени. Корсеты меняют у актрис и пластику. Они уже не могут сидеть так же, как современная молодежь, сгорбив спину. У всех персонажей идеальные осанки, прямые спины. Исторические костюмы дают убедительную картину совсем другой жизни, другой пластики.
Для спектакля в цехах театра было изготовлено более 300 костюмов и столько же пар обуви. Весь состав исполнителей полностью переодевается три раза. Татьяна за спектакль переодевается пять раз, Онегин - четыре... А если умножить это количество костюмов на три состава, то складывается грандиозная картина исторической костюмированной оперы.
Чем лично мне нравится именно эта опера? Роман Пушкина с детства прекрасно знают все россияне, так как он входит в школьную программу и все мы когда-то разбирали в сочинениях по косточкам образы главных героев, а многое, например, письмо Татьяны, да и другие отрывки учили наизусть. Текст в опере - не всегда понятен, а вот в «Онегине» таких трудностей не может возникнуть изначально. Арии из оперы тоже на слуху и постоянно звучат. И два шедевра, поэтический и музыкальный, дают предсказуемый результат - оперу слушаешь и смотришь с огромным удовольствием.
И вот, новое прочтение. Понравился ход постановочной труппы с переносом в другую эпоху. Все привыкли к сценическим канонам «Онегина»: цилиндры, фраки у мужчин и платья дам из легких тканей с завышенной талией. В тренде тогда был ампир, имитировавший античную эстетику Древнего Рима и Древней Греции. Но в эпоху Чайковского произошел очередной виток, вернулись кринолины, и почему бы новое прочтение «Онегина» не перенести во время написания гениальной музыки?
По сценографии понравилось абсолютно все! Она мобильная, легко меняющаяся в разных сценах. Например, великолепная, с античными барельефами на фронтоне печь в имении Лариных в сцене дуэли уже выглядит мрачным кладбищенским обелиском... А обеденный стол при повороте становится деревянной возвышающейся конструкцией, напоминающей заборчик. На нее же падает Ленский, а откинутой ранее небрежно скатертью символично накрывается его труп.
Спускающиеся сверху столбы-стволы показывают жизнь Тани в деревне. А три гигантские мерцающие хрустальные люстры финала (было закуплено три с половиной тонны хрусталя для постановки!) символизируют блеск и свинцовую тяжесть ответственности жизни во дворце. Хор и массовка во дворце князя одеты в черное не только для того, чтобы стать прекрасным контрастом для костюмов главных героев. Черный - это метафора жестких ритуалов жизни высшего света.
Меня немного покоробили хореографические вставки лакеев на балу. Вот как объяснила их Рамуне Ходоркайте: «Это была задача режиссера - показать на балу у князя общую эстетику третьего акта. Манерность общества, его безукоризненное следование этикету. Но внутри высший свет лживый, со скрытыми недостатками. Эту нагрузку получили артисты балета и хор. Танец лакеев усиливает странную атмосферу третьего акта оперы. Танцы выбиваются своей абсолютной «неклассичностью», но они сохраняют музыку Чайковского! Ведь многие постановки купируют этот резкий эмоциональный всплеск на балу. Мы попытались если не расшифровать, то оправдать музыку Чайковского».
По вокальным партиям. У меня дедушка был солистом Башоперы и работал до войны в ее первом составе. Помню, как мама мне рассказывала о пользовавшейся бешеной популярностью опере «Евгений Онегин». Правда, актрисы были не очень похожи на пушкинских героинь. И Таня, и Ольга были достаточно полными взрослыми женщинами. Профессионалов с достойными голосами было тогда, увы, не так много. Да и публика была неизбалованной и нетребовательной.
И как же отлично вписались в новый спектакль Галина Чеплакова (Татьяна), Екатерина Куликова (Ольга). Их красота и стать равны таланту. Татьяна у Чеплаковой в сцене написания письма - непосредственная, живая девочка. И пусть ее движения немного неуклюжи, но они так естественны и оправданы девичьими мечтами. Галина Чеплакова очень тонко и классно воплотила режиссёрскую задачу. Видно, что это умная певица, умеющая хорошо работать над образом и к тому же обладающая прекрасным вокалом. Екатерина Куликова так же очень органично воплотила образ легкомысленной Ольги. Чудесно и сыграла, и спела роль. Вокальные партии Галины и Екатерины безукоризненны! Хороша и старшая Ларина (заслуженная артистка РБ Любовь Буторина).
Редкой красоты голос народной артистки РБ Татьяны Никаноровой (няня) публика искренне любит. Продолжительные аплодисменты после ее партий - яркое тому подтверждение.
Точно так же зал реагировал на партии князя Гремина (заслуженный артист РФ, народный артист РБ Аскар Абдразаков). Правда, выглядел он намного младше пушкинского ветерана: статный, породистый. В данном случае отказ Татьяны от любви Онегина вполне обоснован и оправдан.
Шикарно звучал Ленский (народный артист Республики Татарстан, заслуженный артист РБ Ильгам Валеев).
Немного неприятно зацепили некоторые окончания слов в арии Онегина (Ян Лейше). Вместо «у» слышалось «о», вместо «и» - «е»... Думаю, сказалась некоторая усталость от тяжелейшей работы последних дней. Надеюсь, что на сегодняшней премьере эти мелкие недочеты не прозвучат.
Зато приятно удивил секундант Зарецкий (Артур Хисамов). Обладатель красивого голоса пока поет небольшие партии. Хочется услышать его в более масштабных работах.
В целом предпремьерный показ оставил приятное послевкусие, и Башоперу можно поздравить с еще одной аншлаговой репертуарной постановкой, которая, несомненно, станет новой визиткой театра.
Фото Марины Михайловой.