Над названием концерта маэстро на пресс-конференции немного посмеялся, иронично пошутил про возраст, процитировал к месту Жванецкого и вспомнил чудесный еврейский анекдот про мечту дожить до 119 лет. Почему не до 120? Чтобы на похоронах все сетовали про безвременную кончину.
Михаил Борисович немного кокетничал. Выглядит он великолепно: бодр, подтянут, энергичен и чрезвычайно харизматичен. Брифинг провел в темпе presto. Быстро и ярко. Так же легко и свободно Михаил Борисович чувствовал себя на сцене: пел, много общался с залом, шутил, не перетягивая «одеяло на себя», постоянно и поименно представлял своих звездных коллег. Человек-оркестр! Нет, perpetuum mobile.
По аналогии со знаменитым тихоновским стихотворением «гвозди б делать из этих людей, крепче б не было в мире гвоздей», рискну предположить, что Турецкий запросто мог бы заменить небольшую электростанцию. Впрочем, его музыкальный коллектив этим давно и успешно занимается - подзаряжает людей позитивом и положительной энергией.
В концертной программе прозвучали музыкальные хиты разных эпох и стилей: классика и фольклор, опера и рок, блюз и романсы, а также новые песни арт-группы «Хор Турецкого». Любовь к Родине, к семье, культуре и жизни – главные ценности, которые воспевает знаменитый коллектив.
Турецкий виртуозно дирижировал не только своим знаменитым хором, но и мастерски организовал народное караоке, приглашая зал подпевать хитам, подсказывая первые слова с детства знакомых и любимых песен.
Интерактив проходил душевно, с волнами поднятых рук, сотнями звездочек-фонариков смартфонов и большим количеством букетов цветов солистам от преданных поклонниц. Финальные патриотичные песни зал слушал стоя.
Особый восторг вызвал «Соловей» Алябьева в исполнении Михаила Кузнецова. Мужское сопрано - крайне редкое явление на сцене и звучит просто божественно.
Чего не хватило лично мне? Акапелльного мужского многоголосья из девяностых-нулевых, времени исторического превращения хора Московской синагоги в арт-группу талантливых суперпрофессионалов. Понятно, что за три десятилетия репертуар неимоверно расширился, появился даже женский музыкальный коллектив SOPRANO, и нельзя на одном концерте «объять необъятное».
Еще хотелось чуточку доброго юмора, таких номеров, например, как «Школа бальных танцев Соломона Кляра». Но… Какое время - такие песни. И Михаил Турецкий, составляя программу своего юбилейного тура, видимо, интуитивно прочувствовал социальный запрос большинства своих поклонников. Так что мои замечания субъективны.
Перед концертом Михаил Турецкий любезно ответил на некоторые вопросы «Молодежки».
- У Хора Турецкого много замечательных миротворческих проектов - от «Праздника Песни» до «Песен Победы». Масштабы аудитории вашего народного караоке потрясают размахом. Вы включаете в репертуар песни единства, и очень правильно как-то на одном из интервью сказали, что «Хор Турецкого» – это музыкальное посольство по всему миру!
Как в нынешнее непростое спецоперационное время работает ваше музыкальное посольство?
- Хороший вопрос! Мы вообще не останавливаемся. «Песни Победы» прозвучали на центральных площадях Европы, Северной Америки, Китая... За последние пять лет мы провели примерно 50 таких грандиозных мероприятий. Начиная с 2017 года, когда мы всех удивили масштабным концертом в центре Берлина. Мы пели наши «Песни Победы» рядом с Рейхстагом. А потом мы с этим проектом сделали по всему миру исторический марафон.
Конечно, с началом пандемии из-за ограничений концерты уже не были такими многолюдными. Но мы гордимся, что даже тогда проект не был остановлен ни на один год. Он продолжался и в 2020, и в 2021 годах.
Например, наши гастроли в Риме в пик пандемии. Да, к нам на центральную площадь Рима было сложно пройти, но я лично был свидетелем, как высокопоставленный чиновник Ватикана, «правая рука» Папы Римского, сдает экспресс-тест за 10 евро, чтобы прийти на наш концерт. Мы сами каждые 48 часов сдавали эти анализы и продолжали свое турне. Ни один наш артист, кстати, не переболел ковидом за все время пандемии.
- Проект «Песни Победы» модернизируется со временем?
- Конечно. Мы видим, что все больше людей на площадях городов мира не понимают или плохо понимают русский язык, и порой мы называем наш проект «Unity songs» (песни единства). Например, приходит на концерт тридцатилетний хорват. Как он поймет прямой перевод? Про какую победу песни? Нам надо так назвать концерт, чтобы не только соотечественники на него пришли. Людям хочется разной музыки. Мы цепляем их какими-то понятными и приятными им мелодиями, а потом уже исполняем наши лучшие военные песни - «Калинка», «Катюша», «Смуглянка» или «Темная ночь» - очень мелодичными и прекрасно воспринимаемыми во всех странах. Песни военных лет - это же потрясающий музыкальный материал!
Но завоевывает аудиторию коллектив другим репертуарным блоком - пением на семи языках или пением уникальных композиций. Или вокальным шоу. В Хор Турецкого мы собрали (и я продолжаю их собирать!) уникальные голоса, щедро представляющие не только многонациональность бывшего Советского Союза, но и его географию: Пермь, Питер, Москва, Уфа, Сумская и Могилевская области Украины, Белоруссия...
Главная наша цель - показать редкие голоса и красоту русской культуры.
- Но это все было до СВО. Как обстоят дела сейчас?
- Сейчас блокируется все на корню. Каждые гастроли за рубежом организовываются с невероятным трудом. Но мы все равно находим решения. Недавно, например, дали большой концерт в Будапеште. Примерно двадцать процентов аудитории - наши соотечественники. Остальные - местные венгры и туристы: итальянцы, хорваты, немцы. Все были очарованы вокалом Хора. Тепло принимали, подпевали и аплодировали. Но это, скорее, исключение. В более радикальной Вене мы смогли сделать концерт только для русских, в большом зале при Русском доме. Площадь там в рамках санкционного давления не дали. Соотечественники были благодарны за концерт, говорили, что он - как глоток кислорода в условиях повсеместных санкционных запретов.
Из Вены мы полетели в Лиму, столицу Перу, и собрали там 80 % зрителей, не понимающих русский! Хотя там тоже было множество препон, говорили, что Хор Турецкого - пропагандисты войны и многое другое. Если нам не давали центральные площади - мы быстро находили альтернативные варианты площадей поменьше или перебирались в закрытые залы. Это было в Мексике. Но все концерты в Южной Америке проходили при огромном скоплении народа и с хорошей отдачей. Латиноамериканцы нас хорошо чувствовали, понимали, подпевали, аплодисментами отбивали заданный ритм. Горжусь этими концертами! Летом мы ездили в Бразилию, Аргентину и Уругвай. Месяц назад поехали во второе турне: Перу, Венесуэла, Колумбия, Панама, Куба, Мексика.
Так что проект «Песни Победы» жив, несмотря ни на что. В этом году мы с ним сделали 21 концерт.
Еще мы съездили с проектом «Песни единства» в Казахстан, Узбекистан. Там тоже не все так просто. Но если получаем разрешение - сарафанное радио работает лучше любой рекламы: мгновенно, в течение часа собираются многотысячные площади людей, которые нас любят и ждут. Простым людям хочется искусства, положительных эмоций, духовной пищи, теплых человеческих отношений. Хочется испытывать от жизни радость! Мы приезжаем и несем им эту энергию любви, счастья, дружбы и уверенности в завтрашнем дне.
- Получается, русскую культуру не отменить и санкциями не задушить?
- Мешать и вредить нам пытаются. В Мексике, например, в концертном зале около сцены встали человек 70-80 разных национальностей с украинскими флагами и во время концерта начали лаять. Им заплатили за это по 20 долларов, как нам потом сказали. Такие проангажированные проплаченные хулиганы. Да, некоторые зрители опасаются быть вовлеченными в скандал или провокационную акцию. Но смелых людей больше, и даже там у нас был полный зал.
- А высокие политики приходят на ваши концерты?
- Посол Аргентины нас тоже предупреждал о возможной опасности. Но сам все равно пришел в зал и потом сказал: «То, что я сегодня услышал, это чудо! У меня три месяца назад родился ребенок, и я присутствовал на родах. Я испытал эмоциональное потрясение. Не меньшее потрясение я испытал сегодня на вашем выступлении! Это огромный вклад для развития российско-аргентинских отношений».
- То есть музыкальное посольство Хора Турецкого продолжает работать?
- Еще с большим энтузиазмом! Потому что мы четко понимаем, что нужны своей стране. Русофобия сейчас процветает, а мы за Россию готовы стоять до последнего. Родина дала нам все. Я получил лучшее в мире музыкальное образование в Москве. Я представитель еврейского этноса, но я россиянин. Мой дед был кузнецом в Могилевской области Белоруссии. Мой отец - фронтовик, он родил меня в пятьдесят лет. Всю родню моей мамы во время Великой Отечественной фашисты закопали живьем на оккупированной территории Белоруссии. Она одна чудом уцелела... Поэтому я за полную победу над фашизмом и современным нацизмом. Эта Победа подарила мне жизнь.