Творчество Мальцевой можно определить как реалистический экспрессионизм. Работы Евгении впечатляют и завораживают.
Здание нового музея легко найти. Многие завсегдатаи Арт-Квадрата не раз фотографировались на фоне кирпичной стены здания, со стороны улицы Мустая Карима, со светящимися буквами «Время волшебства». А неподалеку как раз и появилась ультрасовременная, неформатная, полностью стеклянная пятиугольная стена музея Zaman.
Заходим и приятно удивляемся. Выставка очень интересная, а вход на нее к тому же еще и бесплатный. Есть гардероб, где можно оставить верхнюю одежду.
Да, зал у музея пока один и работ немного. Но как раз это позволяет полностью проникнуться идеей экспозиции и постараться понять ее концепцию. Есть аудиогид, которым можно воспользоваться, отсканировав QR-код. Еще по одному коду можно слушать песню «Русское небо» Анастасии Мартьяновой, саундтрек которой создает соответствующую атмосферу и наиболее полное погружение в созерцание центрального полотна, именем которого названа вся экспозиция. Надо заметить, что все выставленные работы - из коллекции создателя и идеолога ZAMAN MUSEUM Марата Ахметшина, известного уфимского мецената.
Выставка Евгении Мальцевой называется «Русская хтонь». Что такое хтонь? Если погуглить, то можно найти не только греческие корни этого слова, но и много других современных смыслов. Греческое «хтон» означает «почва». Хтонические существа в мифологии народов мира —это различные темные силы из недр подземелья, противоборствующие с божественными силами света. Модное у нынешних блогеров слово «хтонь» сегодня используется в качестве синонима к таким понятиям, как «нечисть» или «мерзость».
Еще совсем недавно слово «хтонический» можно было встретить лишь в научных статьях про древние цивилизации. Но в живом русском языке яркий и слегка ироничный неологизм «хтонь» быстро прижился и стал модным словечком в постах блогеров, да и в нашем речевом обиходе. Вот какое определение дает русской хтони на просторах интернета один из блогеров: «Наша русская хтонь — наша депрессия с ее тоской, комом в горле, тревогой, тягой к деструкции, слезами и темнотой в перспективе…» Кто-то маркирует это понятие иначе…
Евгения Мальцева взялась разобраться с этой загадочной субстанцией. Художница полагает, что выражением «русская хтонь» можно определить состояние души российского человека. Сама автор воспринимает это понятие как некую сущность, имя собственное, прописывая его в названии картины с большой буквы.
Нашей отечественной хтони, пожалуй, далеко до своего древнегреческого прототипа – неумолимого, как рок, и однозначно разрушительного. Русская хтонь, по мысли художницы, амбивалентна, двойственна. Подобная природным стихиям в своих диких неукротимых проявлениях, она по-своему многогранна и способна обернуться своей противоположностью. Ее не загнать в четкие рамки добра и зла. Непреходящая тоска мятущегося духа легко побуждает человека пускаться на разного рода деструктивные подвиги. Но тот же депрессивный дух внезапно оказывается способным на благородство и чуть ли не на святость. С одной стороны – тяга к хаосу, с другой – способность к самопожертвованию и вечный поиск идеи, ради которой и смерть не страшна.
Хтонь давно уже стала своего рода фирменным стилем российской действительности, парадоксально обретая в литературе и в сознании его носителей романтические черты, хотя, конечно, страшно заглядывать в бездну. Страшно, но нужно. Сон разума рождает чудовищ. И чтобы освободиться от своих монстров, надо иногда взглянуть им прямо в глаза. Монументальное полотно Евгении Мальцевой - как метафизическое зеркало внезапно рождающейся агрессии или непонятные очертания унылых серых мыслей. Каждый зритель найдет здесь свои аллегории и метафоры.
Почему в некоторых местах порваны холсты? Лично я расшифровала это как некую материальность вулканических выплесков мрачной энергии.
Экспонаты гипнотизируют, хотя лично мне больше по душе работы художников, где много света, тепла и любви. Например, Расиха Ахметвалиева. Они согревают душу.
Но иногда полезно взглянуть и в бездны русской хтони…
Выставка продлится до 20 февраля.