Все новости
Культура
14 Февраля 2023, 14:19

Премьеры в Уфе: «Лес»

К двухсотлетию Александра Островского Государственный академический русский драматический театр РБ 10 и 11 февраля представил зрителям премьеру спектакля «Лес» в постановке режиссера Николая Дручека.

 12 апреля наша страна отпразднует не только День космонавтики, но и солидный двухвековой юбилей драматурга, внесшего неоценимый вклад в развитие русского театра, создавшего национально-самобытный театральный стиль. Островский по праву считается создателем жанра психологической драмы с ее внешним и внутренним конфликтами. Его пьесы написаны так, чтобы их было интересно смотреть и удобно ставить, с большим диапазоном трактовок персонажей. Он один из немногих русских драматургов, заботившихся о том, чтобы в пьесе были роли для актеров разных возрастов, разного опыта и разного дарования. Это целая театральная школа для актеров, постепенно продвигающихся от эпизодических и второстепенных ролей к главным. К тому же почти все пьесы Александра Николаевича и по сей день актуальны, а его истории о любви и предательстве, бескорыстии и мелочном тщеславии до сих пор волнуют умы и души. 

 Комедия «Лес» написана Островским через десять лет после отмены крепостного права. Глобальные социальные тектонические разломы в неспокойное время реформ коренным образом отражаются и на патриархальном семейном укладе. Старая мораль утрачена, новая не сложилась. Дворяне, привыкшие жить на доходы от крепостных имений, пытаются найти новые источники доходов. Кто-то становится предпринимателем, другие продают кусок за куском земли и леса «родовых гнезд». 

 К последним относится и главная героиня пьесы «Лес» Раиса Павловна Гурмыжская (Ирина Агашкова), приятная вдова пятидесяти лет, тщательно скрывающая страстную натуру за нарочитой набожностью и разговорами  о составлении завещания. Объект мечтаний Раисы Павловны - бедный молодой юноша Алексей Буланов (Антон Болдырев), приглашенный погостить в имение как будущий жених ее племянницы Аксиньи (Дарья Филиппова).
Гурмыжская распродает направо-налево за бесценок леса покойного мужа, одаривая деньгами бывших и будущих любовников. 

У героини Ирины Агашковой тихий мягкий голос, но даже ее шепот слышен на последних рядах. В глазах окружающих она старается быть образцом добродетели, но без свидетелей уже не лицемерит: это жадная, жестокая и аморальная женщина. Детей у вдовы нет, и по закону и совести вроде бы нужно составить завещание в пользу племянника, но так не хочется! Именно поэтому она потихоньку продает земли, лес... На деньги ведь можно купить все, даже молодого мужа. Ирина Агашкова придала образу жизненно-достоверные краски, со множеством оттенков, полутонов и неожиданных сочетаний.

Еще одна замечательная по эмоциональному состоянию персонажа актерская работа - Геннадий Несчастливцев (Александр Степанов). Несчастливцев - творческий псевдоним племянника Гурмыжской, который свою профессию актера-трагика от родных скрывает. Он прокутил состояние, скитается по провинциальным театрам, спивается, но сохранил совесть и доброе сердце.

Каждое его вхождение в трагичный образ встречалось залом хохотом и аплодисментами. Несчастливцев за долгие годы так сжился со своими героями и сценой, что и в реальной жизни он с пафосом произносит монологи из пьес и пользуется любым удобным случаем, чтобы играть. Аплодисменты и горящие глаза зрителей для него дороже денег. Александр Степанов - обладатель красивого редкого голоса, который и без микрофона может полностью заполнить зал. Его персонаж постоянно ловит дыхание зала, чутко реагирующего на каждую реплику, слово, жест и, как опытный маэстро, виртуозно дирижирует ответной реакцией зрителей.

Второй провинциальный актер-комик Счастливцев (Николай Рихтер), с которым племянник Гурмыжский случайно встречается недалеко от имения,  уже больше похож на бомжа, чем на артиста. Он странствует без паспорта, не отягощен никакими моральными нормами, но сохранил некоторые амбиции. Его корежит, что он должен изображать лакея своего коллеги по сцене. Николай Рихтер - актер интеллектуального плана, актер, который умеет быть на сцене умным, глубоким, немногословным. Его новый герой суетлив, завистлив, болтлив. Впечатлило диаметральное переключение актера от чеховского Иванова до Аркашки Счастливцева Островского.

Замечательно показала себя молодежь: Дарья Филиппова (Аксинья), Антон Болдырев (Алексей), Иван Овчинников (Петр). Их герои были живыми, настоящими.

 Порадовала концептуальная сценография. Художник-постановщик Владимир Мартиросов в декорациях отразил и быструю коррозию постреформенного времени, и приходящие в упадок дела семьи Гурмыжской. Композиционный центр декораций - мраморная  плита, очень похожая на могильную.  Метафора похороненного феодализма. Эта деталь активно и весьма комично обыгрывается в разных сценах. По бокам сцены полукруглые колоннады, на фризах колонн сохранились барельефы украшений, но сами опоры уже ничего не поддерживают. Это воспоминание о былом величии рода и имения. Полуразрушенная стена задника - еще один обломок былой эпохи и еще одна конструкция для возвышенно-патетических монологов Несчастливцева. Разная высота колоннад и отсутствие верхних перекрытий наполняют сцену динамикой, светом и воздухом.

Костюмы тоже соответствуют эпохе (художник Яна Глушанок). Если честно - все немного устали от осовременивания Островского через костюмы или декорации, соскучились по классике и от души наслаждались не только игрой актеров, но и великолепной визуальной картинкой сценографии. 

 Николай Дручек, известный российский режиссер, ученик легендарного Петра Наумовича Фоменко в интервью Русдраме перед премьерой говорил: «Я никогда раньше не делал Островского. Не брался за него. Он архисложный! Его нельзя ставить по законам драмы двадцатого века. А как его делать?.. И так, чтобы не по-фоменковски… И не как у Эренбурга... Каким он получится у меня? Не знаю… Мы попробуем убрать «четвертую стену» и выйти к залу. Будем апеллировать к зрителям как к свидетелям и соучастникам событий…»

 Николай Иванович, заявляю как свидетель и соучастник: все у вас получилось! Можно поздравить Русдраму с достойным пополнением репертуара. Архисложный Островский заблистал новыми гранями, при этом бережно сохраняя все самое важное из немеркнущей классики. 

 

Автор:Эмилия Завричко
Читайте нас: