Все новости
Культура
31 Мая 2023, 03:49

Гастроли в Уфе: «Анна Каренина»

30 мая на сцене «Башоперы» состоялся первый показ балета «Анна Каренина» на музыку Петра Чайковского Национального академического Большого театра Республики Беларусь в рамках двухдневных гастролей в Уфе.

 Перед спектаклем в Шаляпинском зале БГТОиБ состоялась пресс-конференция, где о предстоящих гастролях рассказали главный балетмейстер Большого театра Беларуси Игорь  Колб и ведущие  солисты балета минского театра. Так же на брифинге выступили спикерами генеральный директор Башоперы Александр Алексеев и художественный руководитель театра Аскар Абдразаков. 

 Жаль, что пресс-конференции перед премьерами или гастролями обычно проводят до показов. Пора менять этот порядок. Ведь логичнее было бы обсуждать увиденное, а не то, что только предстоит посмотреть. Да и вопросов спикерам журналистами было бы задано намного больше. Наверное. А пока все вопросы были только от «Молодежки». Традиция!

 Грандиозным зданием минского Большого театра оперы и балета я от души восхищалась месяц назад. Кружила вокруг него, прошлась по Аллеям балета и оперы, любовалась подсвеченным фасадом и прелестными скульптурными композициями. Мечтала побывать на экскурсии по закулисью (там их иногда проводят) или попасть на какую-нибудь козырную «визитку» репертуара.
Мечты сбываются не только у Газпрома. Да-да, можно еще вспомнить про Магомета и гору. 

На вопрос о чудесах инноваций Большого театра Игорь Павлович Колб ответил так:
— В постсоветском пространстве существовало три Больших театра. В Москве, Минске и Ташкенте. Ташкентский театр сейчас этот статус потерял. Наш минский Большой театр оснащен по последнему слову инженерии. Мы используем в постановках все, что имеем из технических современных чудес. Например, в балете «Жизель» у нас задействовано абсолютно все по возможному максимуму: что-то выезжает-заезжает, летит, поднимается… Гордимся, что таким сценическим оснащением и комфортом, например,  гримерок и подсобных помещений может похвастаться далеко не каждый театр. Радует нас и дружба с вашей республикой. Недавно в оперу «Турандот» Большого театра на партию Калафа был приглашен солист БГТОиБ Ильгам Валиев. Скоро к нам приезжает главный дирижер Башоперы Артем Макаров. Есть у нас и фестивали, международные творческие  форумы, где тоже встречаемся с коллегами из Башкортостана. 

 Не удержалась проверить реакцию минчан на недавнее  высказывание Татьяны Устиновой. Известная писательница детективов, проводившая на днях в лектории встречу с читателями на «Китап-байраме», так описала свое отношение к героине романа Толстого:

— «Анна Каренина» — это абсолютный хэппи-энд, потому что погиб дьявол. Вы перечитайте роман и поймете, что он о торжестве любви, добра и веры над мраком, похотью и отсутствием обязательств. В романе только один святой человек — Каренин, и еще один, который обрел Бога в душе — Левин. И то, что они оба избавились от Анны — просто счастье.

 Помню, что меня поразило такое видение романа. Лично я считала Анну глубоко несчастной  женщиной, и мне было безумно жаль эту запутавшуюся в «любви-нелюбви», угрызениях совести и своих страданиях жертву страсти.
Я спросила у гостей из Минска про трактовку образа Карениной. Является ли он классическим? 

 Марина Вежновец, заслуженная артистка Республики Беларусь (Анна):

 — Для меня героиня — честная и сильная женщина, которая не могла жить с нелюбимым мужем. Она бросает вызов лицемерным канонам светского общества. Хотя прекрасно понимает, что это все плохо закончится. Но для нее было честнее прожить свою недолгую жизнь так, как требует сердце, нежели существовать в постоянной лжи. 

 Перед спектаклем зрителей поприветствовали и тепло, без официальщины, представили балет министр культуры РБ Амина Шафикова и Аскар Абдразаков с Александром Алексеевым. 

Зеркальную симметрию практически монохромной сценографии в стиле стимпанк нарушает ломаная линия угла двух встретившихся в центре композиции сцены железнодорожных мостов. Параллельные прямые не пересекаются? А если что-то в супружеской жизни пошло не так? И пересечение-встреча двух людей стала вдруг глухим тупиком?  Боковые кулисы похожи на ряды мутноватых окошек с выбитыми стеклами. Еще одна метафора судьбоносного для Анны вокзала. Здесь она впервые увидела Вронского, здесь же решила однажды все закончить. На заднем фоне ломаную линию мостов повторяют фонарные столбы, сигнальные огни нижних конструкций ярко горят в сценах наибольшего напряжения. На заднике — четыре стальные вертикальные полосы зеркал, отражающих время, нравы, отдельные судьбы. В верхней части этих зеркал (или это все-таки символические рельсы?) мы видим опять зубцы колес и шестеренок. Все мы отдельные винтики разных механизмов… Огромные вокзальные часы в центре сцены бесстрастно отсчитывают недолгие минуты счастья. Дым, грохот поезда…

История, рассказанная в танце, объединяет двух гениев одной эпохи, эстетику литературного и музыкального языков того времени. При этом, по словам постановщиков, на сцене – не иллюстрация произведения Толстого музыкой Чайковского или наоборот. Это авторское, новое и нетривиальное прочтение классики.
Музыкальную композицию балета сформировали три последние симфонии Чайковского и части симфоний «Манфред» и «Зимние грёзы» – произведения, написанные композитором параллельно с выходом «Анны Карениной» и после него.

Как отметила в одном из первых после премьеры спектакля интервью балетмейстер-постановщик Ольга Костель, эта постановка – о конфликте живого человека и механистического общества, противостоянии живого чувства и псевдонравственности.
«Анна – очень сильная женщина, и она остаётся таковой до конца, полностью осознавая как свои поступки, так и их последствия. Став жертвой обстоятельств фактически, она позиции жертвы не принимает. Мне хочется показать и то, как другие люди, связанные с Анной, реагируют на вызовы реальной жизни, ведь жизнь часто нерациональна и несправедлива».

 Балет захватывает с самого начала и смотрится на одном дыхании. В романе много сюжетных линий, и некоторые уже подзабыты (Степан Облонский —Долли, Левин — Кити). Но самым удивительным образом ты, даже не помня некоторых героев, вдруг начинаешь прекрасно понимать язык танца, визуально с волнением прочитывая главы романа. Внезапно начинаешь горячо сочувствовать сухарю Каренину (Игорь Артамонов, народный артист Республики Беларусь), красавцу Вронскому (Антон Кравченко, народный артист РБ), а больше всех, конечно, Анне (Марина Вежновец, заслуженная артистка  РБ).

В сцене с сыном я не смогла удержаться от слез. Я впервые плакала на балете! Пора подлечить нервишки? Рядом у коллег тоже мокрые от слез лица. Фантастика!
Прекрасная хореография сливалась с гениальной музыкой и рассыпала по сцене плавными движениями рук нежность, глубокую тоску, покаяние, любовь, надежду на прощение…  И все это было так виртуозно, искренне и пронзительно, до мурашек, прожито на сцене балериной, что зрители испытали катарсис, переживаемый обычно на драматических спектаклях. 

 В спектакле задействованы дети, и они работают на очень достойном уровне. Каким трогательным и непосредственно милым был Сережа в сцене с мундиром Каренина! Отец пытается уместить трепетную душу сына в прокрустово ложе канонов этикета и морали, а маленький мальчик так отчаянно скучает по своей маме!

 Пасторальные сцены в дворянской усадьбе, где зарождается и крепнет любовь Левина и Кити, дышат светлым умиротворением и настоящим счастьем. Контрастируют с ними динамичные, жесткие по рисунку сцены бала и итальянского карнавала - заграничной жизни бежавших от условностей высшего света Вронского и Карениной.  Хотелось бы отметить кордебалет минчан с великолепной пластикой, синхронностью, красивой графикой поз.

Сегодня состоится второй показ «Анны Карениной». От души советую сходить на уникальную постановку. Если, конечно, остались билеты. 


Автор:Эмилия Завричко
Читайте нас: