Все новости
Культура
5 Июля 2023, 12:52

Гастроли в Уфе: «Ханума»

Музыкальной комедией «Ханума» по пьесе Бориса Рацера и Владимира Константинова  на сцене Русдрамы закрыл уфимский этап своих «Больших гастролей» Калужский областной драматический театр. Режиссер - Алла Решетникова (Москва).

Гастроли в Уфе: «Ханума»
Гастроли в Уфе: «Ханума»

«Ханума» — золотая классика Ленинградского Большого драматического театра, долгие годы остававшаяся одной из его ярких визиток. 50 лет назад спектакль поставил там Георгий Товстоногов, а через шесть лет он был записан для телевидения и все мы не раз в новогодние каникулы и другие праздники  с огромным удовольствием его смотрели. На сцене спектакль выдержал более 300 представлений!

Справедливости ради надо сказать, что в БДТ за основу взяли водевиль Авксентия Цагарели, а вот осовременили и актуализировали тест популярные в семидесятые годы комедиографы Рацер и Константинов. И именно их пьесу по мотивам водевиля Цагарели  с тех пор берут в работу многие российские театры. Комедия всегда собирает кассу, щедро дарит зрителям хорошее настроение, ее любят показывать на гастролях. Почему нет? Тем более в БДТ ее из репертуара сняли… Но телеспектакль 1978 года остается золотым каноном режиссуры, актерского мастерства, великолепной сценографии и много чего еще. 

Князь Вано Пантиашвили — Игорь Постнов, Тимоте, его слуга — Андрей Соловьев.
Князь Вано Пантиашвили — Игорь Постнов, Тимоте, его слуга — Андрей Соловьев.

Знаменитый  сюжет спектакля пересказывать не буду, вряд ли найдутся люди, не знакомые с «Ханумой».
Я видела несколько постановок этой пьесы разных театров, и каждый раз они мне напоминали кальку шедеврального товстоноговского первоисточника.

А вот калужане в очередной раз порадовали. Уже с первых действий я вдруг поймала себя на мысли, что перестала ревностно сравнивать любимую «Хануму» БДТ со спектаклем Калуги. Да, текст тот же. Но другая сценография, масса веселых актерских пристроек, режиссерские находки удивляли, забавляли, восхищали.

Например, очень понравилась работа с огромным тонким белым полотном — метафорой фаты невесты, свадьбы. В сцене объяснения в любви молодого князя Котэ ( Кирилл Бессонов) и Соны (Анастасия Семесенко) ткань вдруг волшебным образом сложилась в белый кораблик, еще она закручивала молодых в сердце-облаке любви, а в сцене с показом-подменой Соны под именем Гулико старому князу: «Она к художнику едет, портрет ее писать будет!» —белое полотно становилось сияющей снежной горной вершиной, которую венчала недосягаемая ослепительная молодая красавица.

Подвешенные полотна ковров с национальным орнаментом, подвижные ширмы-бурки с папахами, куда уходили или прятались герои, ультрамариновый задник с силуэтами синих гор создавали особую аутентичную атмосферу Авлабара, торгового армянского квартала Тифлиса, где разворачиваются события.

Конкурентка Ханумы сваха Кабато —Ольга Петрова
Конкурентка Ханумы сваха Кабато —Ольга Петрова

Сваха Ханума у заслуженной артистки РФ Надежды Ефременко получилась  колоритной, хваткой, настоящей бой-бабой. Но в сценах с приказчиком Акопом (заслуженный артист РФ Михаил Кузнецов) мы уже видим совсем другую женщину. Мудрую, немного уставшую от боев местного значения, соскучившуюся по сильному плечу. Дуэт Ефременко и Кузнецова расставил совсем другие акценты в истории любви двух немолодых людей. Там нет иронии и задора БДТ под непременный хохот зала: «Когда в клетке двое — это уже не клетка, а гнездо!», зато там есть настоящая искра зарождающегося чувства и светлая вера в то, что счастье еще возможно…

Зацепил образ Котэ Кирилла Бессонова. Его молодой князь (увы, опять сравнение!) мне понравился намного больше Котэ из телеспектакля. В водевильном бедном учителе зритель видит целый ряд противоречивых душевных состояний — смирение, гордость, влюбленность, отчаяние, обожание… И все это с солидным букетом уморительных пристроек! А как темпераментно и четко танцевал  лезгинку  Котэ…
Кирилл вызвал у меня искреннее восхищение в «Гамлете», пожалела, что не увидела его Чацкого в «Горе от ума», первом гастрольном спектакле Калуги. 

Хорош был и  Микич Котрянц (Валерий Смородин). Богатый купец в погоне за княжеским гербом был так карикатурно агрессивен и напорист, излучал такую мощную мужскую энергетику, что все клинки и кинжалы на сцене готовы были выпрыгнуть из ножен, помня чеховский театральный закон о висящем в первом акте на сцене ружье, которое в четвертом непременно должно выстрелить. Но Микич Смородина и глазами метал такие молнии, что мало не покажется.

Сона (Анастасия Семесенко) покорила хрупкой грациозной фигуркой и чудесной пластикой.

Кстати, на днях Россию покинул Tinder. Приложение для знакомств больше недоступно для наших соотечественников. Ну что же, будем искать талантливых, как Ханума, свах. Не пропадем!

Долго, очень долго не смолкали аплодисменты и крики «Браво!» в едином порыве вставшего зала в Русдраме. Актеры выходили на поклон несколько раз, а потом и главный режиссер калужан Роберт Манукян не только вышел попрощаться с Уфой, но и лихо станцевал лезгинку.

Калуга, мы будем скучать! Приезжайте к нам еще!

Фото Булата Гайнетдинова и автора. 

Автор:Эмилия Завричко
Читайте нас: