Все новости
Культура
6 Июля 2023, 12:03

Премьеры в Уфе: «Ваш ход, Королева!»

28 и 29 июня Башопера закрыла свой юбилейный 85-й сезон премьерой музыкальной комедии «Ваш ход, Королева!» на музыку Александра Журбина. Режиссеры-постановщики — Людмила Исмайлова и Ильмар Альмухаметов. Дирижер-постановщик — Владимир Мешков.

Очень сильная команда взяла в работу великолепный материал, и ожидаемое чудо случилось! Либретто музыкальной комедии написали известные в семидесятые годы прошлого века комедиографы Владимир Константинов и Борис Рацер. Да-да, этот же дуэт написал  «Хануму» по мотивам пьесы Царатели. Стихи для постановки написаны сыном Владимира Константинова Дмитрием. Преемственность поколений талантов.

Именитый московский композитор Александр Журбин, автор первой советской рок-оперы, более десяти мюзиклов, а также сочинений к драматическим постановкам и фильмам специально для постановки в Башопере  дописал несколько композиций.

Конец июня был богат на культурные события, и дни премьерных показов музыкальной комедии пересекались с белорусскими гастрольными спектаклями  в Русдраме. Я попросилась на генеральный прогон в Башоперу и с большим удивлением первый раз в жизни увидела на сдаче спектакля аншлаг, не только в партере, но и на балконах.

В основе сюжета комедии — пьеса Эжена Скриба «Стакан волы, или Причины и следствия». Мы ее знаем по вошедшей в золотую классику кинематографа российской экранизации 1979 года. Великолепная Алла Демидова сыграла там герцогиню Мальборо, трепетно-нежная и очень женственная Наталья Белохвостикова примерила на себя образ королевы Анны, а Кирилл Лавров, наш главный Ильич в кино и театре, оторвался, наконец, от бесконечной Ленинианы и предстал в образе лидера партии тори лорда Болингброка. Пьеса Скриба повествует об интригах английского двора начала XVIII века и их прямом влиянии на политику.

Объектом нежных чувств двух влиятельных светских дам, королевы Анны Стюарт и ее первой статс-дамы Сары Черчилль, герцогини Мальборо, сам того не подозревая, неожиданно становится красивый молодой офицер Артур Мэшем, страстно влюбленный в молоденькую прелестную девушку, обедневшую дворянку Абигайль Черчилль, дальнюю родственницу герцогини. Статс-дама яростно отстаивает политические интересы партии вигов. Виги хотят продолжить войну с Францией, так как герцог Мальборо руководит военными действиями и семья имеет личный интерес для затягивания кровопролитной, но выгодной для них войны. Тори же выступают за мирные переговоры с противником, ведь война истощает людские и финансовые ресурсы королевства. Но что такое политическое противостояние двух партий парламента и судьбы двух сражающихся долгие годы государств, когда на кону стоит любовь!

Авторы постановки основной сюжетной линией решили выбрать противоборство влюбленных женщин. Их интеллектуальное сражение и интриги похожи на увлекательную шахматную партию, поэтому знакомое название «Стакан воды» логично было изменено на «Ваш ход, королева!». Шахматные элементы присутствуют и в сценографии Елены Вершининой, талантливого мастера своего дела. Елена — лауреат национальной театральной премии «Музыкальное сердце театра», неоднократный номинант  «Золотой маски».

Разной высоты прямоугольные прозрачные колонны, увенчанные визуально тяжелыми шахматными фигурами — это аллюзии хрупкости высокой политики, когда из-за одной фразы или простого стакана воды, эмоционального срыва, мести или любви могут полететь головы, разрушиться карьера, а иногда даже может быть заключен мир!

Грани прозрачных конструкций подсвечены тонкими линиями диодов: где-то по вертикалям, где-то по горизонталям. Здесь тоже прочитывается перпендикулярное противодействие. В последних сценах в королевском дворце в огромном зеркале, затейливо искажаясь, отражаются черно-белые квадраты шахматного пола, по которому разгуливают вельможи-пешки  большой игры.

Фантастически прекрасная сценография спектакля не перегружена случайными или лишними элементами, но мгновенно и легко переносит зрителей в разные локации. Одежда сцены, состоящая из множества драпировок верхних и боковых кулис,  безупречна и выдержана в одной стилистике. Подиум сцены королевских покоев от авансцены отделяет широкая лестница и пастельных тонов гобелен, очень точно отражающий замковые образцы искусства ковроткачества. Когда он поднимается, то открывается милый будуар Анны с белым роялем и огромной картиной в золоченой раме на стене.

В сценах бала на его месте уже висит зеркало, многократно увеличивающее количество отражающихся в нем придворных.  

И в такой же изумительно роскошной стилистике художник Иван Складчиков решил костюмы постановки. Изысканная элегантность благородных тканей тщательно выдержана и по колористике: глубокий черный, золото, пурпур и рубиново-алые оттенки красного… Причем Иван не следовал точной моде начала XVIII века. Зачем? Складчиков тоже играет в историю. У его герцогини в первых сценах передняя часть длинного платья заколота сзади пышным шлейфом, открывая ноги, затянутые в черную кожу высоких ботфорт и кожаные бриджи. Эта деталь подчеркивает далеко не женский ум и характер придворной дамы, которая руководит  и мужем-главнокомандующим,  и политикой королевства. Цвет костюмов придворных — это еще одна аллегория шахматной игры двух высоких особ. Свита Мальборо — в черном с золотом, фрейлины королевы — в карминово-алом.

А как ослепительно сияют тысячами маленьких искр и переливаются алмазным блеском платье и корона Анны! Оружейная палата Кремля отдыхает и нервно курит в стороне.

Напудренные парики героев отдают все-таки дань уважения придворной моде и историческому костюму в целом. Причем из оркестровой ямы видна голова дирижера в таком же белом парике, а его порхающие над музыкантами руки облачены в кружево манжет.

Музыкальную комедию невероятно украсила хореография балета Башоперы (хореограф-постановщик Ирина Филиппова). В костюмах танцоров золото доминирует над пурпуром. Коротенькие юбочки и пышные фонарики рукавов и штанишек, как и золотые лавровые венки юношей — еще один ироничный отсыл к сложной шахматной партии. Это пешки серьезной игры за любовь.

Хор постановки —это не массовка и привычно-статичный хор опер. Это великолепный ансамбль поющих артистов с хорошей пластикой (хормейстер Александр Алексеев). А благодаря художнику по свету Денису Солнцеву постановка замерцала волшебным светом настоящей магии.

Пролог начинается с интерактива с залом. Дворцовый камердинер Томпсон (Артур Хисамов) в партере звонит в колокольчик, важно оглядывая зрителей, а из боковых проходов появляются артисты балета с щеточками для уборки. Они смахивают невидимую пыль с кресел, зрителей и, как мы понимаем, со старой доброй классики Эжена Скриба. Прошли столетия, но и сейчас судьбы стран и целых континентов зависят иногда от очень хрупких вещей.

Музыкальная комедия — это не опера и даже не оперетта. Это отдельный музыкальный жанр, где солисты должны не только петь, но и много говорить, играть. Именно это, по их признанию, стало одним из самых сложных моментов в работе над постановкой. На протяжении всей подготовки к спектаклю с артистами занимался педагог по сценической речи Дмитрий Кошмин.

«Оперных солистов учат в основном петь, и в гораздо меньшей степени играть и тем более говорить, с чем мы и столкнулись на занятиях, - подчеркнул он. – Сценическая речь – это не только дикция. Это и есть актёрское мастерство, только с бОльшим фокусом на то, что и как ты говоришь».

К сценоречи претензий у меня не было, а вот  актерским мастерством некоторым главным героям еще бы позаниматься. Абигайль (Эльвира Ахметханова) чудесно пела, но в диалогах чувствовалось, к сожалению, отсутствие театральной школы. Мешем (Азамат Даутов) тоже был неубедителен в роли капитана, из-за которого сражаются две высокопоставленные особы.

Очень понравился Рим Рахимов в образе Болинброка. Получала удовольствие и от его сольных партий, и от актерской игры. Так же хороши были герцогиня Мальборо (Любовь Буторина) и королева Анна (Эльвира Алькина). Образ миниатюрной и капризной, часто срывающейся на визг Анны напомнил мне Красную королеву Льюиса Кэррола, главную антагонистку Зазеркалья. Кстати, она тоже учила играть Алису в шахматы.

Знаю, что не все ценители оперного искусства приняли новую постановку. Слышала скептические реплики и ворчание: «Это не театр музыкальной комедии!». Да, к огромному сожалению в Уфе нет такого театра «веселого жанра», как, например, в соседнем Екатеринбурге. К слову, Свердловский государственный Академический театр музыкальной комедии в своей копилке, кроме других высших профессиональных наград, имеет аж целых двенадцать «Золотых масок»! Мюзиклы, оперетты, музыкальные сказки и комедии, привезенные из Екатеринбурга в рамках «Больших гастролей» в 2011 году, проходили в Уфе с переаншлагами, имели грандиозный успех и оставили долгое чудесное послевкусие.

Хорошо, что Башопера готова к экспериментам и смело включила в свой репертуар  музыкальную комедию. Кто знает, может быть и она в номинациях сценографии и костюмов принесет в Уфу еще одну «Золотую маску»…

Фото Татьяны Свистуновой и автора.

Автор:Эмилия Завричко
Читайте нас: