Проект «Большие гастроли», организованный ФГБУК РОСКОНЦЕРТ согласно Всероссийскому гастрольно-концертному плану Минкульта РФ, позволяет театралам знакомиться с творчеством ведущих театров России и ближнего зарубежья, можно сказать, «не выходя из дома».
И особенно хочется в этой связи поблагодарить Государственный академический русский драматический театр Республики Башкортостан, который гостеприимно встречает гостей и щедро делится с ними своей сценой.
Только этим летом уфимцам посчастливилось увидеть лучшие спектакли Калужского областного драматического театра и Национального академического драматического театра им. Максима Горького Республики Беларусь. А за рамками «Больших гастролей», но тоже на сцене Русдрамы, увидеть шедевральные спектакли знаменитого «Сатирикона». Мольеровские «Плутни Скапена» в постановке Константина Райкина продемонстрировали высший пилотаж режиссуры и актерского мастерства.
Елена Кондояниди, руководитель ГАРДТ РБ:
— Это не первые гастроли московских театров, которые проходят в рамках грядущих праздничных мероприятий, посвященных 450-летию нашей столицы. Прекрасно, что сегодня мы встречаем чудесный Театр Пушкина с богатейшей историей, великолепными актерами и выдающимися постановками. Театр привез два спектакля, которые в течение четырех дней будут представлены уфимским зрителям. Это детективная комедия «Семейка Краузе» и бессмертная комедия Мольера «Тартюф».
Мы попросили Елену Федоровну озвучить планы театра по принимаемым гастролям на следующий год. Осенью 2024 года Русдрама готовится встретить два спектакля МХТ — «Историю любви» и «Дом». Идут переговоры по гастролям Александринского театра. Планируется повторный показ «Дон Жуана» Московского губернского театра, возглавляемого Сергеем Безруковым.
Любимая миллионами россиян актриса Вера Алентова на вопрос, чем близок ей персонаж из «Семейки Краузе», ответила, что у нее с героиней много пересечений. Поделилась, что любит острохарактерные роли, а главное, что она любит, когда людям весело: «Людям трудно, много проблем. И они приходят в театр отдыхать. Комедии всегда немного расслабляют людей, и мы объединяемся с залом».
Вера Валентиновна уже бывала в Уфе и заметила, как расцвела и сильно изменилась в архитектурном плане наша столица. Поделилась и личной историей теплых отношений с семьей поклонников, с которыми долго переписывалась. И теперь Уфа у нее ассоциируется с этими замечательными людьми, хотя она достаточно закрытый человек.
Уфа — десятый юбилейный город, куда приезжает Театр Пушкина в рамках гастрольного тура. Гастрольная карта театра обширна — от Владивостока до Калининграда.
Спектакль «Семейка Краузе», поставленный в 2016 году, по словам замдиректора Ирины Кудиновой, идет в родных стенах Театра Пушкина на Тверском бульваре с неизменными аншлагами и заряжает зрителей позитивом, массой энергии и хорошим настроением.
Действительно, над детективной веселой историей уфимцы хохотали много и от души. Родовое гнездо семьи этнических немцев Краузе в центре города слишком уж лакомый кусок для мэрии. Бесцеремонно нагрянувший чиновник пытается выдавить из него двух старушек-божьих одуванчиков Генриетту Карловну (Вера Алентова) и Розалию Карловну (Наталья Николаева). Сестры, доживающие век вместе, как это обычно бывает, по мелочам между собой постоянно грызутся и конфликтуют, но серьезная угроза их объединяет и сплачивает всю семью Краузе. Совершенно нечаянно милые старушки убивают чиновника Бабакина (Константин Похмелов). Мышей травили, а он сам, гад, сцапал и сожрал отравленный пирожок! А тут еще нежданно-негаданно к ним нагрянул племянник-режиссер Роберт с невестой Ингой (Александр Арсеньев и Анастасия Лебедева). Ну а потом заглянул на огонек участковый Кувыкин (Александр Матросов), да еще из тюрьмы сбежал, переодевшись женщиной, другой племянник Эрик (Александр Анисимов). Старушки активно прячут и перепрятывают труп по шкафам-кладовкам, у вдовца-полицейского вспыхивает страсть к прекрасной загадочной незнакомке с темным уголовным прошлым, а Инга ревнует к ней своего режиссера-неудачника.
Веру Алентову люблю и бесконечно уважаю. Так легко порхать на сцене в 80 — это отличная мотивация для младших поколений держать себя в форме.
Кстати, немного истории. В дореволюционный период в Уфе действительно жили немцы Краузе, а в нашем Нестеровском музее есть портрет доктора Краузе работы Николая Ге.
Москвичи сделали еще одну привязку к нашей столице. Инга по сценарию — дочка губернатора. И он как раз звонит Роберту Краузе. И своего невидимого собеседника Роберт несколько раз подобострастно называет «Радий Фаритович». Известный цирковой трюк опытных коверных. В каждом городе озвучивать районы, улицы или фамилии, которые у всех на слуху. Так себе интерактивчик, но гарантированно вызывает смех.
Вера Алентова и Наталья Николаева были чрезвычайно убедительны в образах двух сестер: скуповатой и категоричной Генриетты и уютной хлопотуньи Розалии.
Чудесные рисунки ролей создали и их сценические племянники, два Александра — Арсентьев и Анисимов. Динамичная постановка была чрезвычайно тепло встречена уфимцами. В зале постоянно прокатывались волны смеха.
Увы, мне почему-то было не смешно. Видимо, пора прекратить ходить на комедии положений, особенно от автора Коровкина, нашего земляка. Помню, как точно так же расстроила меня его «Палата бизнес-класса». Не мой юмор. Бывает. Мое: Джером К. Джером, Тэффи, Чехов, Илья Ильф и Евгений Петров… Причем многие эти произведения чрезвычайно трудно воплотить на сцене или в кино. Постановки и экранизации изначально проигрывают книгам.
Просто у всех разное чувство юмора. Полные залы до слез смеются же на концертах Петросяна или «Кривого зеркала». Расслабляются и приятно отдыхают. Может быть, это даже хорошо, что мы все так не похожи друг на друга. Наверное, было бы ужасно скучно жить в мире одинаково мыслящих клонов.
Буквально на днях, на пресс-конференции в Башопере, Андрей Кончаловский говорил, что при постановке спектакля режиссер должен играть на трех струнах души — это смех, слезы и сострадание. На спектаклях же типа «Семейки Краузе» активно и громко бренчат только на одной струне. Старательно выжимают смех из зрителей, агрессивно «дожимают» несдающихся…
На брифинге актер Александр Арсентьев сказал, что все спектакли Театра Пушкина можно считать их репертуарными визитками. Вот эта фраза напрягла. Ведь в любом театре есть удачи и неудачи, спектакли «для кассы» и для души, где зритель получает ответы на какие-то ему созвучные вопросы, терзающие иногда по ночам сердце. Есть и свои «коронки», которыми театр гордится.
Но это, конечно, лично мое субъективное мнение, с которым, возможно, не согласится зал, где даже на галерке был переаншлаг.
Надеюсь, завтрашний мольеровский «Тартюф» оправдает мои ожидания высокой планки столичного театра.
Фото автора и Булата Гайнетдинова.