Где-нибудь в Венеции или на Монмартре в Париже садись практически в любой уголок, пиши с натуры, и даже набросок или этюд могут впоследствии стать украшением любого интерьера. А как передать очарование современного большого города с прямоугольными серыми коробками домов, новостройками и торговыми центрами?
Лидии в своих работах это удается через осознание философии места, природу, людей и их воспоминания.
Лично меня необыкновенно зацепила картина «Волшебный свет», на которой изображена аллея входа в парк им. Ивана Якутова. Я жила рядом с парком, с ним связано много воспоминаний детства и юности. Здесь было первое свидание и первое признание в любви, сюда я приходила гулять с мужем и дочками, здесь знаю каждый камешек. Увы, сейчас это место называют «аллеей уродов» из-за массы безвкусных и ужасно непропорциональных гипсовых скульптур. Эти образцы китча малых архитектурных форм, естественно, отсутствуют на полотне.
Сумерки. Перспектива сиренево-серых высоких стен деревьев выводит взгляд к центру композиции — ярко освещенному золотыми огоньками крошечному и очень узнаваемому входу в парк. Его колонны и арки в стиле сталинского ампира имеют свое лицо и являются частью истории Уфы. Их волшебный свет в сгущающейся темноте позднего вечера похож на портал в другое измерение. Как дверь в Нарнию или прекрасное детство с мелодичной музыкой парковой карусели и постоянным ощущением кусочка солнца в душе. Над аллеей кружат черные ночные птицы-мысли, их небольшая стая по-хозяйски расположилась на крыше входа детского парка… Но свет в конце туннеля дарит тихую радость ностальгии и внушает надежду: все будет хорошо! Иначе и быть не может.
Картина «Уединение» проникновенно и с большой любовью рассказывает о парке Кашкадан. Сейчас в этом крупнейшем парке нашей столицы кипит фестивально-музыкальная жизнь, есть прекрасно оборудованный пляж, главной его гордостью является грандиозный светомузыкальный фонтан. А полотно «Уединение» рассказывает, что и в мегаполисе можно найти тихий уголок для единения с природой. Вдалеке на горизонте синеют многоэтажки Сипайлово, отражающиеся в еще сохранившим розовые оттенки рассвета озере Кашкадан. А к своему секретному счастливому месту на озере спешит на лодочке человек в оранжевом жилете. Может быть, это рыбак, может спасатель, заканчивающий смену — неважно. Взмахи весел и диагональ направления его лодочки вносят динамику в картину пробуждающегося города. Тишину утра создают круги ряби левого угла картины, разбивающие вдруг сонную гладь озера. Кто-то на берегу бросает камешки? Или это выпрыгнула большая рыба?
Меня чрезвычайно удивляет и восхищает то, как необыкновенно интересно Лидия в своих произведениях отображает не блещущие архитектурными изысками или аутентичными ландшафтами районы нашей столицы. Ну какая романтика или красота может быть у ТЦ «Центральный»? Тысячи уфимцев ежедневно бывают в этой локации и вряд ли находят замыленным взглядом ее серые прямоугольные урбанистические коробки достойными для вдохновения. Лидия показала Центральный рынок через магию ночной столицы, когда ультрамариновое покрывало неба сглаживает массу деталей, а загорающиеся огни большого города с подсветками вывесок и светлячками окон засыпающих домов выглядят таинственно-прекрасными и даже незнакомыми.
Теме фантастической красоты ночной Уфы посвящена и картина «Искры». Здесь крошечные электрические огоньки мегаполиса созвучны с сиянием звезд, а с полной луной, освещающей Уфу, соперничает, видимо, прожектор, ярко высветивший некоторые дома, отдельные части крыш… Продолжают серию «огней мегаполиса» работы «Ночные огни» и «Зеленый свет».
В картине «Инорс» мы видим уже шлейф истории Уфы и философский взгляд на неумолимый ход времени.
За маленькими деревянными домишками, окруженными покосившимися заборами, высится комплекс многоэтажек, загородивший садящееся за горизонт солнце, аллюзию заката старого города. Уфа деревянная как-бы съеживается в контрасте с кирпичными гигантами и потихоньку исчезает. На первом плане - что-то обсуждает молодая семья с ребенком. О чем говорят жители частного сектора? Мечтают ли они переехать поскорее в наступающие новостройки? Или жалеют родное гнездо, где выросло не одно поколение?
От картины «Весенние голоса» веет свежим прохладным ветром, наполненным ароматами тающего снега и ощущением-предвкушением чего-то нового и необыкновенно-прекрасного. Она наполнена радостными голосами кружащих над городом птиц, Восход, отраженный в лужах и стеклах домов — метафора пробуждения жизни. А чистое сияние ярко освещенного солнцем далекого фасада дома, центра композиции — отражение долгожданной весны.
Проспект Салавата Юлаева нашел необычное и очень оригинальное отражение в картине «Салаватка». Условные ломаные линии туч складывают из серого, цвета мокрого асфальта, неба масштабную линию перспективы, очень похожую на дорогу. А на линии горизонта, куда она стремительно спускается, мы видим черные силуэты елей, домов… Картина через красоту и монументальную мощь неба передает грандиозный масштаб одной из главных городских артерий.
20 декабря в Уфимской художественной галерее открылась республиканская выставка «Многоцветье традиций III». Там выставлены две работы Лидии Кирилловой из серии «Уфимские места» — «Конечная» и «Седьмой этаж». Поклонники таланта Лидии называют ее «поэтессой городского пейзажа».
А вот работа «Рассвет» прошла в полуфинал фестиваля «Время, вперед!» и примет участие в выставке «Искусство труда», которая пройдет с 12 по 27 января в Москве, в Новой Третьяковке.
Группа дворников очищает от снега и наледи крышу (очень актуальная для нынешней зимы тема), но даже в этом прозаичном, тяжелом и опасном физическом труде есть место для прекрасного. В розовато-желтом предрассветном небе кружатся птицы, на свободный полет которых засмотрелся один из работающих. Рассвет несет с собой и новый день, приближая нас к долгожданной весне, и перемены к лучшему, которые мы всегда ждем.
Уфа-красавица стала неиссякаемым источником вдохновения для талантливой молодой художницы Лидии Кирилловой.