Все новости
Культура
21 Июня , 17:58

Гастроли: качаловцы вновь «взяли» Уфу

На сцене Русдрамы завершаются гастроли одного из старейших театров России, Казанского академического русского Большого драматического театра им. В.И. Качалова.

Гастроли: качаловцы вновь «взяли» Уфу
Гастроли: качаловцы вновь «взяли» Уфу

Десять лет назад наши соседи из Казани совершенно очаровали и влюбили в себя театралов Уфы, которые потом еще долго вспоминали их великолепные гастрольные спектакли — «Трехгрошовую оперу», «Пиковую даму» и «Скрипача на крыше», блиставшие современными режиссерскими находками, интереснейшей сценографией, чудесными актерскими работами и многим чем еще, что заставляет зрителей сопереживать, размышлять о поднятых в постановках проблемах, искать в них личные параллели…

Во-первых, огромное спасибо Русдраме, которая щедро делится своей сценой не только с грандиозным проектом «Большие гастроли», но и предоставляет ее лучшим театрам страны вне рамок проекта, повышая общую «насмотренность» уфимских театралов. Например, в прошлом году гениальные постановки «Сатирикона» оставили долгое послевкусие восторгов.

Во-вторых, театральные фестивали, прошедшие недавно в Уфе, порадовали жителей республики новыми именами и «культурными открытиями». Ну когда еще мы сможем побывать в Новосибирске? Но если гора не идет Магомету, то Магомет идет к горе. И новосибирский театр «Красный факел», неоднократный обладатель престижной премии «Золотая маска», сумел удивить и обрадовать даже профессионалов, артистов и режиссеров, которым посчастливилось увидеть «Мертвые души» в постановке Андрея Прикотенко. Постановка переворачивает сознание и ломает хрестоматийные представления о персонажах и сюжете. Там даже в сценографии так много смыслов, что их, наверное, невозможно расшифровать и проанализировать все сразу. Хочется прийти еще на один просмотр…

К чему это я? Поиски новых форм которое десятилетие так мучают практически всех режиссеров, что классический театр иногда рассматривается ретроградным и малоинтересным. У краснофакельцев эти поиски оправданы фантастическим результатом. У многих же режиссеров форма, увы, довлеет над содержанием. Вспомним, к примеру, «Вишневый сад» в постановке Чеботаря, где было много Раневских, Гаевых, где каждый актер спектакля попробовал себя в разных ролях, а прикрывалось это все, как фиговыми листочками, цитатками из переписки Станиславского и Чехова. Забыты-заброшены водевили, легкие комедии, где не накрутишь высосанных из пальца метафор и аллюзий, где предсказуем счастливый финал, где зритель, даже неподготовленный, понимает все и отдыхает душой.

Именно поэтому я решила сходить на две комедии качаловцев. Пьеса Эдуардо Де Филиппо «Филумена Мартурано или Брак по-итальянски» широко известна благодаря экранизации Витторио Де Сика 1964 года с двумя ярчайшими звездами кинематографа — Софи Лорен и Марчелло Мастроянни. Но за прошедшие шестьдесят лет кинокомедия подзабыта.

Пьеса была написана в 1946 году и театры всего мира не раз к ней обращались, по ней ставились телеспектакли. Великолепный спектакль Ленкома «Город миллионеров» с Инной Чуриковой и Геннадием Хазановым, например, шедевриален даже в телеверсии.

 Режиссер-постановщик казанской версии «Филумены»— народный артист РФ и Татарстана Александр Славутский. Александр Яковлевич не побоялся обойтись без новаторских изысков и представить зрителям золотую классику «Брака по-итальянски».

Его Филумена (народная артистка РФ и Татарстана Светлана Романова) зрелая женщина, пронесшая через четверть века любовь к единственному мужчине и сумевшая сохранить от него свою большую сокровенную тайну —рождение троих детей, один из которых — сын Сориано. Выросшая в трущобах Неаполя она с 14 лет была вынуждена зарабатывать на хлеб древнейшей профессией, но преданно то любила она все эти годы лишь своего Доминико Сориано (заслуженный артист РФ, народный артист Татарстана Михаил Галицкий). Интригу отцовства Доминико Филумена унесет с собой в могилу. Чтобы не обделить отцовским вниманием остальных детей, рожденных «от одинаковых, как все, мужчин». У спектакля достойная сценография (художник-постановщик заслуженный деятель искусств РФ, народный художник Татарстана Александр Патраков). Легкая, изысканная (даже с ажурной ковкой!) конструкция дома наполняет сцены динамикой, уводящих в разные направления лестниц. Невесомые прозрачные занавески дома Сориано, развивающиеся на сквозняке, метафора беззаботной жизни хозяина — сибарита и эгоцентриста.

Если вспомнить фильм, то Сориано, страстно мечтающий определить, кто же из трех детей Филумены все-таки его наследник, проверяет их на музыкальный слух, которым обладает сам. Там все поют ужасно фальшиво.

В качаловской постановке вокал Микеле (Георгий Логинов), Рикардо (Павел Лазарев) и Умберто (Владимир Пироженко) стали настоящим украшением второго акта.

Комедию Жана Ануя «Бал воров» поставил народный артист Татарстана Илья Славутский, талантливый сын Александра Яковлевича. Илья Александрович сыграл и лорда Эдгара. Особенно повеселила в финале блестящая, почти болливудская сцена с опознанием-непризнанием «фамильного» кулона. «Бал воров» возвращает зрителей во времена ироничных, полных юмора, музыки, песен и танцев водевилей и музыкальных комедий, которыми нас баловало телевидение до перестройки. «Соломенная шляпка», «Лев Гурыч Синичкин», «Ах, водевиль, водевиль…» Мы их пересматривали в праздники бесчисленное количество раз, а песни из них становились хитами.

Таким же праздником для уфимцев стал и «Бал воров» с незамысловатым сюжетом и хэппи-эндом. Опять -таки лаконичная, но многофукциональная сценография Александра Патракова не перегружала действия криминальной интриги.

Была прекрасна скучающая аристрократка Леди Хэф (народная артистка Татарстана Елена Ряшина). У каждого персонажа был свой шлейф истории. Ну а переаншлаг (для «своих» были даже поставлены стулья) и продолжительные бурные овации никак не желающего расходиться зала еще раз подтвердили: соскучился зритель по театральной классике и легким комедиям!

Автор:Эмилия Завричко
Читайте нас: