Все новости
Культура
12 Июля , 10:31

Выставки в Уфе: CAPSULA weekend

В Арт-КВАДРАТе, на втором этаже Фабрики, завершается работа выставки современного искусства CAPSULA weekend. Вы еще успеете увидеть самую дерзкую, созвучную времени и интересную экспозицию в Уфе.

Выставки в Уфе: CAPSULA weekend
Выставки в Уфе: CAPSULA weekend

Третья капсульная выставка современного искусства изначально была рассчитана на трехдневный показ. Но необычная экспозиция молодых уфимских и московских художников имела такой бешеный успех и переаншлаг посещений, что авторы проекта решили немного нарушить свою же концепцию и продлить работу КАПСУЛЫ еще на неделю, по 14 июля включительно.

Немного о проекте. Создатели творческого объединения CAPSULA — Виктор Ермоленко (Vierm), Урал Хабилов (Ural Sqram) и Азамат Багауетдинов (12:34) однажды решили устроить коллективную экспозицию друзей, всю жизнь занимающихся стритартом. Первая капсульная выставка прошла в галерее «Мирас», вторая, «Художники — тоже люди», состоялась этой весной в коворкинге «Люди», темой третьей КАПСУЛЫ в Арт-КВАДРАТЕ стал конец рабочей недели — weekend.

У Урала Хабилова есть свое небольшое кафе Union, где он часто устраивает персональные выставки современных творцов, которых находит сам. Содружество художников постоянно растет и пополняется новыми именами. Причем зачастую это не привычные галерейщикам ФИО, а яркие псевдонимы. Такие мы часто видим на граффити улиц и дворов Уфы.

Музеи современного искусства есть во всех культурных столицах мира. В Лондоне, Париже или Москве их посетители подолгу всматриваются в произведения в жанрах сюрреализма, поп-арта, абстракционизма, диджитал-арта и многих-многих других, пытаясь расшифровать заложенные смыслы и аллегории. Далеко не всем удается понять и принять дух свободы и творческую экспериментальность выставленных живописных полотен и инсталляций.

Закостенелые ретрограды пеняют современным творцам то на отсутствие специального академического образования, то на дефицит красоты и изящной гармонии в их работах. Но современное искусство зачастую лишь точно и емко отображает не всегда приятные реалии сегодняшнего дня. И постоянно ищет новые формы для этого отражения.

В Уфе есть Музей современного искусства им. Наиля Лутфуллина, открытый творческим объединением «Чингисхан». Увы, музей располагается в подвале жилого дома, и на его скромной, давно требующей капитального ремонта, территории далеко не каждая экспозиция сможет не то что достойно смотреться, но и просто поместиться.

Просторные, полные воздуха и света лофт-пространства Арт-КВАДРАТА идеально подходят для выставок современного искусства.

Вход на экспозицию стоит намного дороже, чем в государственные музеи и галереи — 500 рублей. Для посетителей, сделавших репост о выставке в одной из популярных у молодежи соцсетей — 300 рублей. Для студентов приятная экономия.

Художественные фотографии, графика, живопись, плоские деревянные скульптуры… Все хочется внимательно рассмотреть и прочувствовать. Глаз сразу же цепляется за огромный и максимально упрощенный портрет обнаженного человекообразного существа.

Читаю подпись: «Jean Andre. BUDDY». Веселит размещенная под портретом «дружища» цитата Конфуция: «На самом деле жизнь проста, но мы настойчиво ее усложняем». В точку!

Идеи некоторых работ сопровождаются авторским текстом, как, например, полотна Ильи Sober «У стены две стороны» и «Отличник». Про первую картину Илья пишет: «Обращаясь к отрывкам из прошлого, в основу этой работы легло сопоставление моих хороших и плохих качеств. С одной стороны — я прилежный ученик, отличник, «славный парень», а с другой — у меня проблемы с полицией, вандализм и уличное искусство, не одобряемое обществом»…

Всегда мечтала увидеть авторов анонимных хулиганских граффити на гаражах и стенах домов, сказать им пару-тройку фраз ненормативной лексики. А тут такое откровенное признание с детской ангельской фоткой! Неожиданно приходит понимание, что каждый состоявшийся уличный художник проходит, набивая руку, через графический вандализм.

Герои чудесных фотографий Рената Маннанова — светотеневые формы и переплетения, игра формы и цвета, упорядоченность, выхваченная из хаоса улиц. Причем основным инструментом для творчества фотохудожника, как он честно признается, служит его верный iphone XS. Этот инструмент, впрочем как и кисти с красками, есть у многих из нас. Но для создания настоящих произведений искусства с их помощью нужны талант, мастерство и свой особенный взгляд на мир.

Много мыслей рождают плоские деревянные скульптуры Радика Мусина и Ивана Пивоварова. Свою полную иронии и доброго посыла работу они назвали «Сори! Ладн!», обозначив как «объект с выставки двух друзей, которые умеют прощать».

Работы известной и чрезвычайно крутой уфимской художницы Лидии Кирилловой определяю сразу, еще не вчитываясь в подпись. У молодого живописца уже есть свой узнаваемый лаконичный стиль. Созерцая ее полиптих «Наедине», испытываешь необыкновенное умиротворение, напитываешься красотой самых простых вещей: бликами ряби речной глади на утренней рыбалке, журавлиным клином или тающими белыми линиям следов самолетов в небе, непоседливым хороводом уточек в пламенеющем от заката озере. А как хорошо на природе рассматривать бездонное звездное небо с таинственно мерцающей луной! В центральной картине полиптиха это небо зеркально отражается в воде, и далекие звезды вдруг становятся ближе. Надо лишь в выходные взять палатку и остаться наедине с космосом.

Лидия Кириллова:

— В Капсуле я участвую второй раз. В проект меня пригласил Урал, в кофейне которого я выставлялась с триптихом «Княгиня Ольга. Воздаяние». Мне очень понравилась концепция капсульной выставки. То, что она длится всего три дня. Действительно, на выставки чаще всего ходят именно в первые дни, поэтому нет смысла долго «висеть». В динамичное время все очень быстро меняется и нужно везде успеть! Но именно третью Капсулу попросили продлить на неделю в связи с летними каникулами и широким резонансом. У публики экспозиция вызывает много эмоций потому, что очень сильно отличается от классических выставок. В проекте Capsula может участвовать почти любой желающий. Если у него есть интересные работы, какой-то собственный стиль. А главное, чтобы у работы была авторская концепция. Техника может быть любой. Но в работе должна быть глубокая идея. Именно это мне кажется очень важным, цепляющим внимание зрителей.

Я безумно рада, что любимый уфимцами Квадрат становится действительно Арт-пространством. Старые заводские здания очень хорошо выдерживают выставочные площади, они буквально для этого предназначены. В других городах уже давно эту тему поняли и очень много выставочных пространств создается на территориях старых заводов.

Весь монтаж выставки на Фабрике сделали энтузиасты проекта. Я ими от души восхищаюсь! Здесь проходят мастер-классы, завязываются новые знакомства, придумываются и обговариваются следующие творческие движухи.

В полиптихе «Наедине» мне хотелось показать то состояние и настроение, когда ты остаешься наедине с природой или наедине с самим с собой… Или, может, друг с другом. На самой крупной работе изображена палатка. Возможно, там два человека, кто знает? И там есть романтическая история?
Эти работы можно рассматривать и по отдельности, и как цельное произведение — полиптих. Пейзаж не имеет конкретной географической привязки. Но на открытии некоторые зрители подходили ко мне и, спрашивая про эту работу, уверяли, что узнали свое место! Это и озеро Аслыкуль, и какое-то особое место на Павловке, называли другие локации нашей прекрасной республики. Я была рада этим узнаваниям, потому что мне получилось передать общий образ родной местности, который многим дорог и близок.

Также на выставке я представила два натюрморта. Они отражают времяпровождение в мегаполисе. Это любимые тусовочные места— кофейни, бары. Завсегдатаи этих заведений считывают и понимают все отсылки натюрмортов. Это чисто уфимская локальная тема, которая, если ты знаешь, о чем речь, очень приятна и цепляет. Кстати, обе эти серии были написаны специально для CAPSULA weekend.

Автор:Эмилия Завричко
Читайте нас: