А вы знаете, что есть отдельный вид фобии, когда люди, особенно дети, боятся клоунов? Этой боязни даже придумали отдельный термин. Коулрофобия называется. После голливудских фильмов, типа «Ужасающий», «Оно» с продолжениями, «Полтергейст» и десятков других культовых блокбастеров, где орудуют жуткие клоуны-маньяки, такой фобией могут обзавестись даже смелые взрослые. А ведь клоуны призваны нести в мир счастье и радость. Клоунские спектакли АйДа Феста щедро дарили зрителям столько улыбок, смеха и положительных эмоций, что без психотерапевтов, на раз, могли вылечить от любой стадии коулрофобии, если у кого-то и имелся такой диагноз.
Уличный театр изначально строится на полной свободе. Нравится — сидишь, не нравится — ушел, и твое место занял подошедший прохожий. Мы совсем немного опоздали на спектакль «Петрушка» артиста Cirque du Soleil Андрея Кислицына, но посмотреть нам его не удалось, увы. Был битком забит большой амфитеатр «Площади», плюс условную сцену окружало плотное (в несколько рядов кольцо) стоящих людей. Аудитория постоянно взрывалась хохотом, но увидеть что-то можно было только мельком, увы. Тут уже вопрос к организаторам. Почему бы не «раздвигать» стоящее кольцо пошире, чтобы действо было видно всем? В том числе и первым рядам трибун.
Тогда мы прошли на уютную локацию «Сквера», где тоже свободных мест не было от слова «совсем». Там выступала смешная, всклокоченная и бесконечно добрая Машка Новикова, учившая детей вокалу. Около нее собралась уже целая разновозрастная и абсолютно распоясавшаяся банда маленьких восторженных крикунов, которые с радостью, по команде Машки, издавали такие громкие звуки разной тональности, что у зрителей по соседству иногда закладывало уши. От выдаваемых малышами децибел могли взрываться стеклянные стаканы. Благо их ни у кого в «Сквере» не было. Но Машку это не смущало. Она, как опытный дирижер, весьма ловко управляла этой какофонией звуков, а под конец спела сама, да так хорошо, что я невольно подумала: «Почему же, Машка, ты клоунессой стала, а не певицей?» Машка носилась со своей бандой по площадке «Сквера», то обливая зрителей из брызгалки, то присыпая пудрой или серебристыми нитями конфетти… Я долго отряхивала черное платье от белого порошка, но зла на Машку не держала, такой нежной, трогательной и какой-то очень ранимой она мне показалась. Почему-то ассоциацией всплыла фраза из «Рабы любви» — Господа, вы звери, господа…
Далее начался моноспектакль «Щас». Опять-таки бесконечно добрый и милый клоун из Санкт-Петербурга принял от Машки в наследство уже сплоченную многочисленную команду заведенных по полной детей без каких либо тормозов. Интеллигентный и терпеливый клоун быстро эти тормоза установил, причем пантомимой. И дети его прекрасно понимали! Он нарисовал мелом на брусчатке кругляшки, указывая, что именно туда нужно садиться, а не где попало. И ребятишки, иногда вскакивая со своих «мест», потом возвращались именно туда! В добрых репризах был хороший юмор и много интерактива с публикой. Мы вдруг все почувствовали себя детьми и ждали от представителя театра имени Которого Нельзя Называть новых и новых чудес. Праздник же!
После каждого спектакля проходил «Аукцион добра», все средства от которого будут переданы в благотворительный фонд «Потерь нет». Лотом от автора «Щас» стала деталь реквизита из шекспировского «Гамлета» — череп бедного Йорика. Его анонсировали как домашнюю игру в «Быть или не быть?» И за обладание этим реквизитом разгорелось настоящее сражение! От начальной цены в 264 рубля Йорик взлетел аж до трех тысяч. Папа двух детей унес его страшно довольный. Придут они с прогулки, покажут череп маме, объявят цену… А дальше мама решит — бить или не бить?
И нам безумно понравился спектакль Руслана Риманаса из Казани «Клоун и Ку». Это высший пилотаж жанра! Руслан доставал из-за своей крохотной ширмочки то кукол, мгновенно оживавших в его руках и становившихся самостоятельными артистами, то он устраивал мини-цирк с жонглером на веревочке, то шло плотное общение со зрителями… Звучала прекрасная музыка, Руслан так вдохновенно дирижировал нашими эмоциями, что притихла даже воспитанная Машкой толпа маленьких террористов-вокалистов.
А мы поторопились опять в локацию «Площадь», поймать хоть кусочек из челябинского спектакля «Бабайки» театра NEBOLET. И опять-таки нам крупно повезло увидеть замечательных представителей жанра клоунады с добрыми и веселыми репризами, рассчитанными на семейный просмотр.
Под пронизывающим холодным ветром мы окончательно окоченели и ушли, так и не дождавшись знаменитых «Авиаторов» старейшего московского театра «Микос», который нам рекомендовали посмотреть обязательно.
Будем с нетерпением ждать следующего АйДа Феста! И придем в пуховиках.