Очень редкая и ценная для республики выставка стала подарком властей к юбилею Уфы, а инициатором знакового события в мире культуры Башкортостана стал глава РБ Радий Хабиров. Работа по ее организации длилась более двух лет. Нужно было не только придумать концепцию, но и оценить состояние каждого шедевра, подготовить его к путешествию вместе с командой реставраторов, застраховать и позаботиться и мерах безопасности при перевозке. На каждую картину составлялся пакет документов… В фургонах перевозки должна быть определенная температура—19 градусов С, по прибытию на место ящики тоже не вскрываются сутки — проходят акклиматизацию…Потом московские реставраторы опять оценивают состояние каждого полотна, как картина перенесла дорогу, все ли в порядке.
Шедевры Третьяковки уфимцы давно ждали и в день официального открытия во всех четырех залах старинного особняка Лаптева, где были размещены картины из Москвы, посетителей было невероятно много. Билеты на привезенную выставку, кстати, стоили дороже обычных примерно в два раза, но около кассы я впервые увидела большую очередь.
В принципе, поход в кино сейчас обходится примерно в пятьсот рублей. А тут — культовое событие! Так что увеличение цены любителей искусства не испугало.
Меня всегда восхищает отношение к любимому делу сотрудников музея. Директор Айрат Терегулов, один из самых титулованных и востребованных художников республики, умудрялся и лично приветствовать высоких гостей, и координировать работу сотрудников, и общаться с москвичами. А уж его заместителя по научной работе, искусствоведа Светлану Игнатенко можно с уверенностью назвать душой Нестеровского музея. Она знает абсолютно все о каждом его экспонате и занимается не только развеской картин, составлением каталогов или написанием аннотаций экспозиций, но даже (я слышала от сотрудников и безмерно удивилась этому факту) лично протирает каждую хрустальную капельку шикарных люстр особняка. Не потому, что не хватает технических работников, а потому, что всегда придерживается правила: хочешь, чтобы все было сделано хорошо —сделай это сам. Так же трепетно и бережно, с большой любовью к Нестеровке относятся искусствоведы и научные работники музея Валентина Мефодьевна Сорокина, Татьяна Капина, Оксана Мельник, Эмиль Шарипов, Вероника Боттичелли и многие другие члены дружного коллектива.
Перед официальным открытием состоялась пресс-конференция для журналистов.
Татьяна Карпова, заместитель генерального директора Третьяковской галереи по научной работе:
— Для юбилея Уфы мы с большой любовью подготовили изысканную выставку. Постарались учесть все пожелания сотрудников Нестеровского музея. Например, мы привезли работу Михаила Нестерова, портрет его жены Екатерины Петровны за вышиванием. Кстати, в вашем музее хранится 120 работ Нестерова. В Третьяковской галерее есть большой зал, посвященный этому художнику. У нас в коллекции почти 350 его работ, мы богаты произведениями Михаила Васильевича.
Еще один великий художник, работавший в Башкирии —это Давид Бурлюк, тоже гордость собрания музея. А вот тут мы должны признать первенство Нестеровки, где хранится 37 работ Бурлюка. В Третьяковке их только 26. В состав привезенной выставки мы включили портрет матери Давида Давидовича.
На нашей выставке можно увидеть эволюцию искусства жанров портрета и пейзажа, начиная от 60-х годов ХIX столетиями, заканчивая новейшими течениями рубежа веков: импрессионизм, модерн, экспрессионизм, увлечение японским искусством… Постепенно от четко-протокольного воспроизведения действительности язык искусства становится более раскованным, живым, экспериментальным… И следить за этим очень интересно и упоительно.
Татьяна Городкова, главный хранитель Третьяковской галереи:
— Грандиозный уникальный беспрецедентный проект выставки разрабатывался специально для Уфы. Мы никогда не делаем передвижные выставки для разных городов России, а работаем прицельно с каждым регионом, учитывая масштабы и возможности площадки.
Мы привезли невероятные произведения русской живописи хорошо всем известных художников. Это Илья Репин, Василий Поленов, Игорь Грабарь, Исаак Бродский, Наталья Гончарова, Давид Бурлюк, Михаил Нестеров и многие другие великие мастера. Выставка получилась насыщенной. Причем экспозиция очень органично вписалась в архитектуру старинного особняка Лаптева. Мы рассчитываем, что выставка будет хорошо посещаться, потому что такие события случаются крайне редко.
Татьяна Юденкова, доктор искусствоведения, куратор выставки, заведующая отделом живописи второй половины XIX —начала ХХ века Третьяковской галереи:
— Почему мы остановились именно на этой идее концепции экспозиции? Мы решили, что сейчас такое время, что нужно представить что-то светлое, радостное, приятное для глаз, услаждающее душу и сердце. Таким жанром является, конечно же, пейзаж. Именно в пейзаже происходит трансформация стилевых тенденций. Потом мы выделили еще в отдельную композицию портрет. Выставка получилась интересной, потому что здесь представлен большой пласт истории искусства во всех стилевых поворотах и разнообразиях за определенный временной период. Получился просветительско-образовательный проект на примере шедевров из Третьяковской галереи.
В церемонии открытия приняли участие Председатель попечительского совета Благотворительных фондов «Территория счастья» и «Уфимский хоспис» Карине Хабирова и министр культуры РБ Амина Шафикова.
Гениальные произведения можно рассматривать бесконечно. Меня совершенно очаровала картина Александра Савинова «Девушка и парус». Выпуклые, разнонаправленные мазки на поверхности картины создают иллюзию вибрации. В картине прочитываются светлые девичьи мечты, чувствуется дыхание весны на просторах Волги.
Ноткой грусти и ностальгии, особенно сейчас, осенью, ложится на сердце картина Алексея Степанова «Журавли летят». Они уносят на своих крыльях лето, а стайка деревенских ребятишек, провожающая клин взглядом, любуется торжественным и красивым полетом и прощается с самой чудесной порой года. Настроение печали пронизывают картину тонким лиризмом.
Знаменитая картина Поленова «Московский дворик» вынесена на афишу выставки. О создании этого произведения художник впоследствии вспоминал так: «Я ходил искать квартиру. Увидел на двери записку, зашел посмотреть и прямо из окна мне представился этот вид. Я тут же сел и написал его». Это был первый вариант шедевра. Картина наполнена солнечным светом, рассматривая ее наполняешься позитивной энергией.
Мне понравилось, что рядом с каждой привезенной работой есть небольшая информация о художнике и истории создании картины, причем живо и интересно написанная. Так что для посещения выставки необязательно записываться на экскурсию в определенные часы. Планируйте семейные выходные и обязательно не пропустите интереснейшее и редкое культурное событие!