Жизнь в творческом пространстве кипит-бурлит с утра до поздней ночи, но когда бы я не заходила в выставочный зал ZAMAN, там всегда малолюдно, если только нет презентаций или заранее анонсированных проектов с приглашенными гостями.
Многие аборигены Арт-КВАДРАТА, активно тусующиеся здесь в разных локациях и кофейнях, даже не догадываются, что все выставки в музее современного искусства абсолютно бесплатны, небольшая пока территория меняющихся время от времени экспозиций позволяет рассмотреть их досконально, а не бегом, как в крупных музеях, да и все проходящие здесь проекты отличаются глубоко продуманной концепцией и имеют своих кураторов.
Выставка «Веревочный мостик» зародилась из случайной встречи двух талантливых художниц из Уфы и Москвы, которые объединились, чтобы представить свои работы на конкурс грантовой программы «Замандаш». Сания хотела поделиться своими мыслями о поиске дома и идентичности, а Диана — организовать выставку архивных работ своего дедушки, фотохудожника Марата Исламгулова. Его работы относятся к концу сороковых—началу шестидесятых годов прошлого века. Сания Саженская —современная художница. Но творчество двух авторов объединили темы дома, семьи, перемещений…
Фотографии Исламгулова отличаются не только от застывших трафаретных поз многочисленных фотоателье СССР, но и от позитивных постановочных фотографий профессионалов СМИ. Марату прежде всего важны искренние эмоции и окружающая действительность во всех ее проявлениях. Он очень документально передает быт, традиции и все то, чем жила наша республика семьдесят лет назад. Увы, при жизни он не стал широко известным мастером, щедро раздаривая снимки друзьям и знакомым. И только случайно найденная коробка с негативами, как капсула времени, помогла донести до нас то, чем жили наши дедушки и бабушки, передать их привет нам через десятилетия.
Фотографии Исламгулова ценны еще и тем, что показывают архитектуру нашей сейчас преображенной до неузнаваемости столицы, ее парки, скульптуры, далекую от «лакировки» обстановку квартир простых уфимцев. Жили тогда все небогато и почти одинаково, но люди все равно находили средства путешествовать, а каждая поездка на Черное море наполняла жизнь яркими эмоциями, оставляя неизгладимые впечатления о горах, кипарисах и красотах Кавказа или Крыма.
Сания Саженская исследует в своих работах темы перемещений, мусульманской и тюркской идентичности, трудовой миграции. Герои ее произведений —это простые, незаметные на первый взгляд люди. Материалы для своих работ в рамках определенной концепции современная художница использует тоже необычные —промышленные трубы, баннерная сетка, вышивка нитью…
Необычное панно группового портрета рабочих в строительных оранжевых касках оранжевым ярким цветом вдруг выхватывает из рутины серых будней лица тех, кто неустанно делает нашу жизнь краше и лучше. Скромных и незаметных героев преобразований большого города. Они символично изображены на географической паутине дорог мегаполиса.
А триптих панно с полноразмерными фигурами рассказывает зрителю о важности профессий дворника, уборщицы и посудомойки.
Архитектура экспозиция интересна дополнена старыми раскрытыми чемоданами с черно-белыми снимками. Это метафора чердака памяти, где хранятся наши воспоминания о былом.
Интересный фонарь-инсталляцию из ниток и металлических конструкций Сания создала специально для проекта в ZAMAN.
Фотографии из прошлого тысячелетия и современные работы находят неочевидные связи взглядов на мир двух авторов и протягивают тонкий веревочный мостик из прошлого в настоящее.
Выставка продлится до 8 декабря.