Все новости
Культура
8 Ноября , 14:11

Юбилей режиссера Айрата Абушахманова Башдрама отмечает неделей его лучших спектаклей

В Башкирском академическом театре драмы имени Мажита Гафури с 4 по 9 ноября проходит юбилейная неделя главного режиссера Башдрамы, лауреата Государственной премии РБ им. Салавата Юлаева Айрата Абушахманова. В юбилейную неделю на сцене показываются самые популярные спектакли режиссера, некоторые из которых не только вошли в лонг лист «Золотой маски», но и стали лауреатами этой высшей театральной премии России. «Молодежка» побывала на спектакле «Джут».

Юбилей режиссера Айрата Абушахманова Башдрама отмечает неделей его лучших спекта
Юбилей режиссера Айрата Абушахманова Башдрама отмечает неделей его лучших спекта

Спектакль «Джут» был поставлен Айратом Ахтямовичем по пьесе казахского драматурга Олжаса Жанайдарова и стал участником многих российских и международных фестивалей. А в 2017 году вошел в Лонг-лист Российской национальной театральной премии и фестиваля «Золотая маска» как самый заметный спектакль сезона. «Джут» был сыгран на сцене Венгерского Национального театра в рамках X Международной театральной олимпиады.

Причем данную пьесу режиссер Айрат Ахтямович поставил в двух театрах – в родной Башдраме и в Казахском национальном музыкально-драматическом театре имени Калибека Куанышбаева. В рамках юбилейной недели «Джут» Айрат Абушахманов решил объединить на сцене два коллектива. «Казахская» часть постановки была сыграна на казахском языке и ее сыграли специально прилетевшие из Астаны актеры Айман Жетписовна Карпсеитова (Сеуле) и Нурсултан Тореханулы Есен (Ахмат).
Актеры Башдрамы играли московские сцены на русском языке.

 Международный проект не только интересно совместил на одной сцене актеров двух государств, но и с помощью разных языков невероятно углубил сценическую правду жизни. Причем если журналистка Лена (Милена Сираева) говорила на чистейшем русском, то акцент Ербола (Хурматулла Утяшев) был абсолютно органичным и оправданным. Ну а небольшое пространство Камерной сцены всегда усиливает эффект сопричастности и сопереживания.

 Действие пьесы происходит в трех локациях — казахском ауле тридцатых годов прошлого века и современным столичным отелем, представленным гостиничным номером и отельным кафе. Элементы декораций аула расположены на авансцене, отражаясь в двух темных зеркальных стеклах «коробках» нынешнего времени. В зале гаснет свет и вдруг мы видим ярко освещенный ресторанчик, где Ербол, внук Ахмата, пытается убедить московскую журналистку написать об ужасах джута, страшного голодомора в Казахстане, случившегося в результате продразверсток.

Сильные постреволюционные перегибы с изыманием сельхозпродуктов и скота у населения для нужд Красной армии и городских жителей привели к небывалому голоду в Поволжье, на Украине, Урале. Но самым страшным последствием этих продразверсток стал казахстанский джут, где численность населения сократилась почти в два раза—с пяти до трех миллионов человек. В Великой Отечественной войне погибло 400000 тысяч казахов, джут отнял жизни более чем у двух миллионов жителей Казахстана.

 Эту трагедию драматург писал, основываясь на воспоминаниях своего деда, пережившего джут. В собирательном образе журналистки Лены, великолепно воплощенным Миленой Сираевой зрители, как в зеркальных стеклах сценографии, видят себя, современных продвинутых людей, старающихся избегать проблем и не ворошить прошлое.

А мягкий на первый взгляд Ербол имеет внутри стальной стержень — генетический код деда, пережившего смерть двух детей и горячо любимой жены, убившей себя, чтобы подарить ему шанс на спасение. Очень понравилась Сеуле в исполнении Айман Карпсеитовой. Миниатюрная, нежная, с твердой волей женщина даже во время апокалипсиса, устроенного «партийными» не потеряла лицо. Она тайком подкармливает односельчан внезапно свалившимся на семью счастьем — мясным пайком, выделяемым властями ее мужу за работу писарем.

 Постоянная тема каннибализма джута вызывает у современного зрителя шок. Сеуле просит мужа никак не отмечать могилу трехлетнего сына, чтобы его тело не вырыли и не съели?! Ахмат отрезал два пальца, чтобы накормить сына? Главная героиня перед смертью просит мужа не хоронить ее, а съесть, «все равно найдут другие и съедят»?…» Что за дичайший трэш?! Этого просто не может быть!

 А было… Случаи каннибализма документировались во всех голодающих районах. Особенна страшна история «Острова каннибалов» (остров Назино) находящегося в глухой тайге посередине Оби. В начале тридцатых годов советская власть решила очистить города от безработных и граждан без паспортов. Глобальная чистка имела определенные цифры планов и во время рейдов хватали, чтобы потом отправить по этапу в Сибирь, на улицах всех подряд — от уголовников, скрывающихся кулаков, до законопослушных граждан с паспортами или дряхлых бабушек, по документам числящихся «проститутками». В массовых облавах было неправомерно задержано немало комсомольцев, членов партии КПСС и даже секретных сотрудников или близких родственников сотрудников ОГПУ…

И вот неожиданно стразу 6100 деклассированных ссыльных, среди которых есть женщины и дети, прибывают из Москвы и Ленинграда в распоряжение чиновников Сиблага. Их негде разместить, нечем кормить, страшно оставлять под боком. Принимается чудовищное решение: вывезти всех на небольшой необитаемый остров. Ссыльных оставляют там без еды, крыши над головой, утвари и инструментов. Между людьми начинается борьба за выживание. Из-за голода, болезней и попыток бегства всего за тринадцать недель в живых на острове остается лишь 2200 человек. Впоследствии были задокументированы десятки случаев каннибализма. В первую очередь голодные озверевшие островитяне нападали на детей и женщин. История острова дошла до Сталина, чиновники были наказаны, но «назинский инцидент» строго засекречен.

 В Казахстане изымание коней, овец и другого скота у кочевников обернулось глобальным геноцидом. Дела давно минувших дней засекречивались, в прессе эта тема не поднималась, о неприятных страницах истории постарались забыть. Зачем сеять межнациональную рознь и вспоминать то, что давно прошло?
Увы, так многие думают и сейчас, не осознавая, что «это нужно не мертвым, это нужно живым».

 «Молодежка» от души поздравляет Айрата Абушахманова с пятидесятилетием, желает ему творческих успехов, побед и новых «Золотых масок»! А главное — по прежнему не оставаться равнодушным к важным и не всегда простым вехам истории нашей страны.

Автор:Эмилия Завричко
Читайте нас: