Спектакли-долгожители очень редкое явление в театрах. Изнашиваются декорации, костюмы, уходят из жизни ведущие актеры, без которых невозможно представить какую-то постановку, как это произошло, например, с шедевральным «Отелем двух миров» НМТ после смерти Марата Курбангалеева. Или спектакль перестает собирать аншлаги и делает «плохую кассу». Да и самим актерам и режиссерам хочется ставить новые интересные пьесы.
Но спектакль «Золушка», выпущенный как новогодняя сказка в последнем году прошлого тысячелетия и изначально не рассчитывающий на столь долгую жизнь на сцене, удивительным образом уже двадцать пять лет продолжает собирать полные залы маленьких восторженных зрителей. Обновляются декорации, шьются новые костюмы, вводятся юные героини и герои, вносящие свои рисунки ролей и краски в общую картину чудесного мюзикла, и старая мудрая сказка опять и опять завоевывает сердца девчонок и мальчишек добрым юмором и ненавязчиво учит их тому, что настоящая красота человека скрывается в его душе, а не в том, как он одет, учит щедрости, умению сочувствовать и сопереживать.
Одна из первых Золушек – Александра Комарова – в реконструированной постановке играет Фею. А Андрей Ганичев, введенный в спектакль в 2002 году на роль принца Роланда, сейчас уже интригует в роли Регента…
Я смотрела этот спектакль с дочками, теперь на премьеру реконструкции пришла с внучкой и опять получила настоящее удовольствие! В музыкально-эксцентричном варианте сказки много песен, танцев, а веселые импровизации актеров и интерактив со зрителями непостижимым образом держат от начала и до конца внимание «трудной» аудитории.
Когда я увидела, как рассаживаются классами школьники, то с легкой досадой приготовилась к привычному шуму, перешептыванию, выходам посреди действия в туалет. Но зал оказался замечательный! Очень теплый и восторженный. Дети во время песен и танцев поддерживали любимых героев покачиванием фонариков на телефонах, как на рок-концертах.
Дружно отговаривали принца не верить мачехе (Людмила Воротникова) и ее злым дочерям (Зарема Абакачева и Иванна Калмыкова) и на одном выдохе кричали «дааа» или «нееет», когда Роланд обращался за советом к зрителям. Принц (Дмитрий Гусев), выходя через зал на сцену «бала», поцеловал у нескольких девочек в первом ряду ручки. Ах, какой завистью загорелись глаза у маленьких школьниц рядом со мной! Они тоже молчаливо, как на уроке, тянули к принцу руки, надеясь на малую и такую приятную толику королевской милости. Такие же поднятые руки были и при примерке туфельки. А вдруг повезет?
Все это было настолько трогательно и мило, что я спросила у педагогов номер школы. Теперь я знаю, что учащиеся школы № 128 и республиканской полилингвальной многопрофильной гимназии №1 обладают достойным уровнем театральной культуры. Спасибо педагогам и родителям!
Золушка (Эвелина Завричко) была так беззащитна и очаровательно грациозна, таким хрустальным колокольчиком звучал ее голосок, затрагивая потаенные струны души, что я несколько раз даже прослезилась, стесняясь эмоций.
Эту роль в дубле играет еще Элина Гусева. Миниатюрная блондинка, обладательница крохотного размера ноги — жена принца Дмитрия в жизни. Я спросила после спектакля у Элины о ее восприятии сказки и созданном образе.
Элина Гусева, актриса Национального молодежного театра им. Мустая Карима:
— Для меня «Золушка» — это роль о добре, о свете, о нежности и любви. В современном мире принято смотреть на все через призму психологии, различные треугольники Карпмана и прочее, из которых можно иначе взглянуть на наши любимые сказки. Их изворачивают. Раньше это была одна из самых любимых сказок почти всех девочек, потому что каждая хотела верить в лучшее. В добро. В любовь. И я не отличилась. Я верю, что «Золушка» — это не про то, что нужно ждать и терпеть, и только тогда придет принц и спасет из беды. Для меня «Золушка» — это про то, что нужно, несмотря ни на что, идти по жизни с открытым сердцем и верой в лучшее. Нужно суметь в самые мрачные времена не отчаяться, а продолжать находить хорошее в каждом дне. И когда ты готов верить в чудо — оно с тобой обязательно случится. Поэтому я счастлива, что могу поделиться этим с юными зрителями!
Я сама смотрела этот спектакль в нашем театре очень много раз: и когда сестренки были маленькие, и потом одна. Легкая, фееричная сказка поставлена Мусалимом Георгиевичем великолепно, буквально на века! И нам фантастически повезло в нее попасть. Дети всегда вовлекаются в действие и, думаю, их реакция и восторг — самые главные показатели успеха этой постановки.
Мусалим Кульбаев, художественный руководитель НМТ, режиссер-постановщик «Золушки»:
— «Золушка», наверное, один из немногих спектаклей, который очень непросто выпускался в весьма трудных обстоятельствах театра. Тогда у нас не было собственной сцены, театр стоял на реконструкции, мы репетировали, выпускали и играли спектакли на арендованных площадках, в условиях очень ограниченного времени и прочих ресурсов и даже не помышляли о какой-то долгой прокатной судьбе сказки. Спектакль был выпущен в конце 1999 года, в самый канун нового года, нового века и нового тысячелетия, и, как это ни странно, оказался спектаклем с интересной и счастливой судьбой! Спектакль идёт с неизменным успехом уже 25 лет, а это, конечно, говорит о его востребованности у наших любимых зрителей, в нём сменилось уже несколько поколений исполнителей и каждый состав актеров неизменно вносит свои какие-то новые чёрточки, нюансы, творческие находки в общий рисунок спектакля, вносит своё понимание жизни и творчества для детей и это, безусловно, самое ценное, что есть в этом спектакле. Именно этим объясняется его столь поразительное долголетие. Сейчас у нас произошло очередное обновление состава, из девяти участников поменялось пятеро, и здесь я хочу особо отметить, с какой любовью и доброжелательностью прежние исполнители передавали свои любимые роли «новичкам». Поразительный пример театрального братства! Я с удовольствием поздравляю всех, кто сыграл 20 и 21 ноября свои премьерные спектакли, благодарю всех, кто им искренне помогал в репетициях и желаю нашему спектаклю, который уже скоро пройдёт в четырехсотый раз, долгой интересной творческой жизни, ибо каждое обновление состава в него вдыхает новые силы и новую жизнь....
Когда-то Константин Станиславский сказал: «Для детей нужно работать так же, как и для взрослых, но только намного лучше...» Мы стараемся придерживаться этого принципа.
Александра Комарова, народная артистка РБ, актриса НМТ:
— Когда Мусалим Георгиевич был назначен худруком Молодежного театра, то «Золушка» стала одним из его первых спектаклей. А первой исполнительницей главной роли была Айгуль Сакаева, которая потом переехала с мужем в Санкт-Петербург и ее роль досталась мне, чему я была несказанно рада. Роль несложная, но актриса должна здесь обладать очень тонкой, чуткой, хрупкой душой и необыкновенным обаянием. Потому как детей не обманешь, и они должны сопереживать героине.
Сказка на протяжении четверти века пользуется неизменным успехом. Раньше очень много детей приходило за кулисы фотографироваться, спектакль смотрели даже по нескольку раз. Потом я вводила на эту роль Светлану Бронникову, и когда несколько лет назад посмотрела «Золушку» со Светой, то была крайне тронута. Она роль исполняла тонко, чувственно и очень четко. Я, несмотря на то, что знаю эту роль досконально и много лет играла Золушку, вместе со всеми плакала и переживала.
Сейчас опять произошло большое актерское обновление, в котором мне досталась роль Феи.
Мне кажется, что эта сказка с годами становится все чудеснее и лучше! Как поется в песне моей героини: «Сказка эта вечная, чем старше — тем прекраснее!»
Единственная актриса, которая играет в «Золушке» с премьеры и до сегодняшнего дня — это Людмила Петровна Воротникова, причем делает это гениально!
Фото НМТ и автора.