Милых, но простеньких сказок-однодневок в декабре в театрах ставится великое множество. Их играют на сценах Больших и Камерных залов в день аж по несколько раз с аншлагами, ведь многим людям хочется окунуться в волшебную атмосферу праздника. Тем более, перед спектаклями традиционно проходят интерактивные костюмированные представления около елки. Почему же многие такие сказки после зимних каникул быстро уходят из репертуара? Потому что при планировании семейных или школьных культпоходов в канун следующего нового года организаторы могут подумать: «Мы это уже видели. Нужно что-то новенькое».
Но сказка «Две Бабы-Яги» — это редкая драгоценная жемчужина многочисленных новогодних театральных марафонов. Это честный добротный спектакль с грандиозной шикарной сценографией, интересной режиссурой, классной музыкой, хореографией и пластикой, яркими актерскими работами, великолепным светом и нестандартным сюжетом. Это именно тот спектакль, который «Молодежка» от души рекомендует посмотреть всем уфимцам. Если, конечно, они успеют купить билеты. Причем мы гарантируем, что будет интересно не только детям, но и взрослым. Проверено на себе.
В очередной раз восхитила и поразила фантазия и высокий профессионализм художника-постановщика Юлии Гилязовой. На одной сцене с помощью плавно поворачивающейся конструкции она умудрилась создать четыре полноценные локации: деревню кузнеца и его невесты, избушку Бабы-Яги, мрачные чертоги в готическом стиле Кощея Бессмертного и логово Змея Горыныча. Мультимедийный задник и детально продуманный по колористике и композиции свет эффектно дополнили декорации.
Я прочитала пьесу перед премьерой и оценила нетрафаретный сюжет драматургов. Используя знакомых героев русского фольклора — Бабу-Ягу, Кощея, Змея Горыныча – авторы подарили отрицательным героям оригинальный шлейф истории, а одному из привычно-положительных героев — неожиданные метаморфозы. Интрига названия раскрывается только в неожиданном, но закономерном финале. Главные моральные посылы сказки: «Не все то золото, что блестит» и «Внутренняя красота намного важнее внешней».
Зная текст, по достоинству смогла оценить и прекрасные режиссерские решения и находки Мусалима Кульбаева, и актерские пристройки ролей.
Кощей Андрея Ганичева, например, персонаж хоть и отрицательный, но крайне симпатичный и обаятельный. Поглаживая череп-фонарь парадной лестницы он несколько раз мимоходом роняет: «Бедный Йорик!», и в зале слышится взрыв смеха взрослой аудитории. А Кеша-Кощей уже под нос мурлыкает в раздумьях куплеты шлягеров, весело дразнит алмазом Дуню, эмоционально торгуется с ней, как еврей на Привозе…
Действие в пьесе Сефа и Карелиной открывают и ведут скоморохи. Но мало кто знает, что на Руси среди скоморохов присутствовали и женщины - танцовщицы, певуньи, артистки. Их еще называли шутихами. В спектакле Кульбаева мастериц шутки (именно так с греческого переводится скоморох) великолепно на контрасте сыграли Елизавета Набиева и Светлана Бронникова.
Кузнецу Федору Загира Яруллина веришь. У актера мощная фактура и очень доброе лицо.
Используя богатую палитру красок, воплотила образ Дуни Эвелина Завричко. Милая и нежная в прологе, первая красотка на деревне кардинально меняется в финальных сценах. Не читайте, девочки и девушки, книги по стервологии, не научат они вас хорошему.
Когда Баба-Яга (Ольга Мусина) перед судьбоносном выбором пела прощальную песню, у нее от слез, как бриллианты, блестели в свете софитов глаза. Тут здорово прошибло и меня. На детской сказке?! Да, тема актуальная для многих женщин: молодость быстро проходит и ее, увы, не вернуть. Вот умеет Кульбаев по тонким струнам души щемяще печальными аккордами пройтись и зацепить за живое. Маэстро!
Кстати, в 1990 году в ТЮЗе (первоначальное название НМТ) уже ставили эту сказку. Тогда юная актриса Ольга Мусина играла Дуню. Теперь вот — Бабу-Ягу.
Ольга Мусина, народная артистка РБ, режиссер, актриса НМТ:
— Этот спектакль мне особенно дорог тем, что роль Дуни стала моим первым сказочным образом в самом начале творческой карьеры. И если тогда я больше понимала своего персонажа, которому максимально все хочется взять от жизни, то теперь прониклась историей раскаяния Бабы-Яги, узнавшей, наконец, что представляют из себя настоящие ценности. Лично для меня этот персонаж, как бы смешно это не показалось — серьезная драматическая роль. Не по нагрузке, а по тому содержанию, которое в него вложено. Бабок-Ежек я переиграла немало. Здесь же есть некая история непростой женской судьбы в миниатюре. Я получаю удовольствие от спектакля! Мне нравится сама сказка, ее оригинальное режиссерское решение, музыка, оформление, необычный костюм, который мне очень помогает. Восхищаюсь работами своих чудесными партнеров по сцене.
Не будем спойлерить и раскрывать интригу второй Бабы-Яги, которую сыграла миниатюрная красавица-блондинка Элина Гусева.
Один из самых шедевральных и безумно смешных образов новой постановки — Змей Горыныч. Над ним азартно и с удовольствием работал целый коллектив. Мусалим Георгиевич решил сделать трехглавого змея небольшим бандформированием из трех человек. Юлия Гилязова каждому из артистов придумала свой современный «костюм силы и власти» — приблатненный, в коже — у секьюрити (Влад Нурисламов), армейский, с высоко загнутой, как у гестаповцев, тульей фуражки — у Дмитрия Гусева и обезличенный камуфляж со шлемом, напоминающий форму полиции многих стран (Ренат Фатхиев). Я в зарубежной командировке стала очевидцем беспорядков в столице Евросоюза и своими глазами видела, например, как, укрывшись за такими шлемами и щитами, полиция в Брюсселе водометами разгоняла демонстрацию ультраправых. Хореограф Андрей Сорокин подарил Горынычу шикарный танец, а талантливые актеры наполнили образ юмором, ироничным гротеском и такой мужской харизмой, что только из-за сцен с Горынычем на спектакль можно сходить еще один раз. А потом еще на один!
Фото автора, НМТ и Анастасии Ганиевой.