Всего эти спектакли были показаны четыре раза и собрали аншлаги. Причем эти же постановки привозили в Казань осенью 2024 года, и они так понравились нашим соседям, что Молодежный театр пригласили в столицу Татарстана еще раз. В своем варианте названия всем известной пушкинской сказки режиссер Ольга Мусина отразила основную идею постановки. В веселую, полную доброго юмора сказку актеры с удовольствием играют, причем так же легко, вкусно и озорно, как писал ее Пушкин.
И спектакль получился невероятно светлым, эфемерно-воздушным, прозрачно-невесомым, как лебединое перышко. А главное, очень созвучным пушкинскому слогу, таким же волшебным и удивительным. В «Царевне Лебеди» есть всё: и любовь, и путешествия, и чудеса, и даже коварство. А главное — доброта, справедливость и невероятное очарование.
Искрометная комедия «Седина в бороду, или Невеста из Имеретии» написана по повести классика грузинской литературы Давида Клдиашвили «Мачеха Саманишвили». Режиссер-постановщик Мусалим Кульбаев. После необычайно легкого, колоритного, полного музыки, зажигательных танцев и доброго юмора спектакля остается долгое приятное послевкусие и поднимается настроение. Комедия полна ярких, сочных, насыщенных солнцем и согревающих эмоций и чувств. Постановка дарит надежду на светлое завтра.
Нашим актерам на гастролях повезло увидеть один из самых лучших театров не только России, но и Европы — новое здание Татарского государственного академического театра имени Галиаскара Камала. Театр откроется в марте, там же проведут церемонию «Золотой маски», а экскурсии по нему начнут проводить для туристов и всех желающих буквально через две-три недели. Расширенную трехчасовую экскурсию для коллег из Уфы провел первый заместитель директора Театра Камала Ильфир Якупов, который показал не только парадную часть огромного культурного комплекса, но и подробно рассказал о всех фантастических инновациях закулисья.
На озере Кабан расцвел футуристичный ледяной цветок, похожий на чертоги Снежной королевы. Старое здание театра — Парус — располагается на противоположной стороне озера, в 1987 году и его архитектурный стиль можно было отнести к стилю модерн. Причем если Парус прозвали долгостроем и возводили аж 15 лет, то анонсирование строительства нового грандиозного здания было в 2021 году, а оно уже практически готово, вплоть до последних штрихов. Его архитектурную концепцию разрабатывал международный консорциум во главе с московским бюро Wowhaus. Вместе с москвичами работали Kengo Kuma& Associates из Японии, Werner Sobek AG из Германии и казанский архитектор Герман Бакулин. Все эти архитекторы в сложнейшем серьезном состязании выиграли солидный творческий конкурс из более чем 500 заявок из 25 стран.
Некоторым критикам новое здание кажется визуально чересчур острым, агрессивным. Но треугольники из стекла и алюминия по идее имеют отсыл к озеру Кабан. Там иногда можно наблюдать редкое природное явление — «ледяные цветы». Это когда на поверхности воды при определенной температуре воздуха образуются кристаллы льда.
Сияющие за острыми «льдинами» на фасаде здания золотые и серебряные элементы — аллюзии легендарных сокровищ, спрятанных в глубинах озера Кабан.
Орнаменты на стенах внутри здания, как и гипсовые круги, напоминают традиционные женские украшения. Кстати, гипсовые «мониста» могут служить еще и экранами, на которых с помощью новейшей проекционной и световой аппаратуры вдруг оживает и загорается закат или начинает полыхать пламя…
Главное в любой пьесе — это конфликт. По замыслу архитекторов все в проекте должно было строиться на оппозициях. Агрессивный, колючий и холодный экстерьер здания вступает в конфликт с теплым интерьером в национальном стиле…
В театре 4 зала. Большой, на 750 человек, Восточный зал в виде круглого амфитеатра и с видом на озеро рассчитан на 250 зрителей, Универсальный зал со свободной рассадкой максимум на 350 зрителей. Там могут ставиться авангардные вещи, и от концепции спектаклей будет зависеть и расстановка кресел. Камерный зал рассчитан на 61 место. Но в театре есть еще и целых пять репетиционных залов! Есть теперь где репетировать не только труппе, но и оркестру, параллельно, не «деля» сцену, ставить хореографические номера. Роскошь для любого театра! А один из репетиционных залов полностью копирует сцену Большого зала. То есть можно, не трогая репертуарные спектакли, уже в декорациях репетировать новые постановки. Как сказал Ильфир Ильшатович, репертуар театра расписан на два года вперед с учетом нового количества залов.
Проводя экскурсию, Ильфир Ильшатович спросил у актеров: «Видите на полу холла прямоугольник? Как вы думаете, что это?» Варианты посыпались разные, но никто не угадал. Оказалось — розетка для новогодней елки! Заместитель директора поведал, как упрашивал строителей предусмотреть и этот важный новогодний элемент. Чтобы не удлинители тянуть на десятки метров к елке, а заранее о свете гирлянд подумать. «Ваши же дети потом будут спотыкаться о провода, кричать: «Елочка, зажгись!» — уговаривал строителей Ильфир Ильшатович. Даже привез и поставил в этой локации огромную ель, вживую продемонстрировал необходимость локальной розетки. И они сдались. Подвели к этому месту электричество через подвальные коммуникации.
В здании очень много инноваций в области звука, механики, света, установлена крутая машинерия: сцены могут подниматься и опускаться на разные уровни. В Универсальном зале днем можно проводить постановки с видом на Кабан, а потом трансформировать его в «черную коробку»…
А самое главное — это забота о сотрудниках театра. Проектировщики внимательно расспрашивали работников разных цехов о том, как устроена механика театральной жизни, чего им не хватает, какие в идеале должны быть места для хранения декораций, пошивочные цеха, гримерки, костюмерные. В какой последовательности должны располагаться цеха «по уму» для удобства производственного процесса.
Создали интересные и продуманные системы хранения. В закулисье есть много туалетов, душевых, есть даже массажный кабинет!
Появились и специальные комнаты для детей актеров. Трогательная забота о творческих людях, чьи дети зачастую растут за кулисами. Народным и заслуженным артистам отведут отдельные гримерки, остальные гримерки рассчитаны на 2-3 человек, но тоже очень достойные по площади. Есть и общие гримуборные около сцен. Что тоже удобно. Есть конференц-зал для пресс-конференций с двумя огромными плазменными телевизорами.
Правительство Татарстана не стало удешевлять проект, дорожающий с каждым годом. В итоге он обошелся бюджету в 29 миллиардов рублей. Ведь новое культурное пространство станет не только домом для Театра Камала, но и лицом Казани. Да и всей театральной России.
Здесь будет новое общественное пространство, и туда вправе зайти любой гражданин. В огромном вестибюле площадью 3000 кв. м будут проходить выставки, показы, читки пьес. Рядом с театром строится и благоустраивается огромный сад с выходом на набережную.
Новый Театр Камала, как и наш Дворец борьбы в Уфе, станет началом трансформации окружающего городского пространства. И новой точкой притяжения для туристов.