Все новости
Культура
30 Мая , 21:48

Театр Российской Армии представил уфимцам пронзительный спектакль «Девочки»

Первый день III Международной книжной ярмарки «Китап-Байрам», стартовавшей сегодня на Советской площади в Уфе, посвящен Великой Отечественной войне, СВО и проходит под девизом «Слово о подвиге». И главным театральным событием сегодняшнего дня стал, несомненно, спектакль Центрального академического театра Российской Армии по пьесе современного драматурга Дарьи Верясовой «Девочки». Режиссер Юлия Шульева.

Театр Российской Армии представил уфимцам пронзительный спектакль «Девочки»
Театр Российской Армии представил уфимцам пронзительный спектакль «Девочки»

Спектакль поставлен в 2023 году к столетию со дня рождения Зои Космодемьянской — несломленной девочки, навсегда оставшейся восемнадцатилетней. И первой девушки, которая была удостоена звания Героя Советского Союза. Посмертно.

Пьеса Дарьи Верясовой называется «9903», такой номер был у сверхсекретной воинской части, где в диверсионно-разведывательной группе служила Зоя и ее подруги — Вера Волошина, Клавдия Милорадова, Клавдия Сукачева, Рита Загирова, Маргарита Каравай. Драматург в интервью рассказывала, что данная пьеса — результат многолетней кропотливой работы с архивами, с ветеранами и родственниками бойцов части N 9903. А с одной из своих героинь, Маргаритой Паншиной (Рита Каравай), автор даже дружила и часто бывала у нее в гостях. Еще Дарья делилась о том невероятном эмоциональном впечатлении, которое на нее произвели в детстве «Повесть о Зое и Шуре», написанной Любовью Космодемьянской, мамой двух Героев Советского Союза и поэма «Зоя» Маргариты Алигер. Дарья даже пыталась ходить босиком по снегу и чуть не отморозила себе ноги. Позже писательница стала собирать всю доступную информацию в интернете о своем кумире, узнала, что в той знаменитой части были еще девушки-разведчицы, другие герои, а некоторые из них еще живы.

Мультимедийный экран задника в прологе частично компенсировал отсутствие декораций открытого показа
Мультимедийный экран задника в прологе частично компенсировал отсутствие декораций открытого показа

 Я помню, кем для всех, родившихся в СССР, были Зоя Космодемьянская, Александр Матросов, Николай Гастелло, другие легенды Великой Отечественной. Они стали символами самопожертвования, мужества, стойкости, несгибаемого духа нашего народа. А милая нежная Зоя олицетворяла лицо женского подвига. Фотокадры ее последних минут жизни и казнь были скрупулезно запечатлены нацистскими хроникерами «на память» и для назидательного устрашения населения оккупированных территорий. Но гитлеровцы получили обратный эффект. Красноармейцы писали на бомбах, минах и броне танков «За Зою!» и с удвоенными силами мстили за нее. А еще красноармейцы не брали в плен солдат 197-й дивизии вермахта, военнослужащие которой стали палачами Зои. За ними началась настоящая охота и дивизия была полностью уничтожена в 1943 году под Смоленском. По легенде, расстреливать карателей на месте приказал лично Сталин.

 После развала великой страны в девяностых о юной партизанке появилась масса гнусных клеветнических публикаций, не прекращающих распространение изощренной наглой лжи и по сей день. Это атаки уже современной информационной войны на сознание и память людей. Цель — разрушение идеологии и забвение героев Великой Победы.

Именно поэтому спектакль о разведчицах сверхактуален именно сегодня и в первую очередь для целевой аудитории нашей газеты — молодежи. Ведь постановка не только рассказывает о нечеловеческих пытках фашистов, которые стойко выдержали хрупкие девочки, но и ставит важнейшие вопросы: «А на что способен ты? Смог ли бы ты даже перед казнью, истерзанный и израненный петь «Интернационал» как Вера Волошина или гордо бросить фашистам: «Всех не перевешаете, нас 170 миллионов!», — как это сделала Зоя?

 Спектакль открывается сценой, где наш современник, молодой историк Роман изучает архивные документы воинской части N 9903. И сухие строчки архивов постепенно оживают и переносят зрителей в тот роковой день 1941 года…

Постановка создана, по словам режиссера Юлии Шульевой в «клиповом» формате, так любимым современной молодежью. Хронометраж — всего час. Что тоже удобно и для школьных культпоходов, и для открытых гастрольных показов.

Каждая сцена — отрывки жизни разведчиц, взятые из трогательных писем домой и документов. Но все они соединяются в единую цельную, трагическую и до мурашек пронзительную историю.

Спектакль построен на контрастах. Хореографические вставки, где девочки танцуют в легких серо-голубых платьицах — это светлые довоенные воспоминания, самые дорогие и с любовью хранимые в сердце. Они раскрывают женственность героинь, которых на протяжении всего спектакля мы так и не увидим в гимнастерках и сапогах. Режиссер решила их показать не железными солдатами, а легкими, смешливыми и задорными девочками, которые не смогли отсиживаться в тылу и однажды смело и добровольно сделали свой поворотный жизненный выбор.

Они наперебой рассказывают Роману о том, как сумели уговорить в военкоматах взять их на самый опасный участок фронта — диверсионную работу, весело вспоминают первые задания, читают свои письма домой, самым дорогим и любимым.

Темными призраками выплывают из-за строчек архивов и палачи. Форма у нацистов условная, а на серо-черном камуфляже при близком рассмотрении можно разглядеть необычный принт: разбомбленные советские города, карты наступлений, разбитая техника…

На родной Камерной сцене в Москве у спектакля замечательная минималистичная сценографияь— гроздья веревок, в которых угадывается то лес, то качели, то страшные виселицы.

На Большой сцене огромной людной площади «Китап-Байрама», конечно же, невозможно полное погружение в повествование, но свободных мест на Советской площади не было и зрители, даже самые маленькие, очень внимательно наблюдали за действом  до самого финала, а задние ряды смотрели спектакль на жаре стоя. Это, конечно, не подвиг, но что-то героическое в этом есть. 

 Перед спектаклем с журналистами пообщался актер, исполнявший роль главного фашиста Илья Баранов:

 — Зоя Космодемьянская — это символ доблести и беспримерной храбрости. Мы, работая над постановкой, очень много читали различных документов о знаменитой части 9903, внимательно изучали вражеские письма и переписки. Мой герой удивляется, почему они не плачут на допросах, не молят о пощаде, а упорно молчат. Их жертвенность ради общей победы так и осталась для фашистов загадкой.

С этим спектаклем мы выезжаем в воинские части, иногда показываем его и в полевых условиях. У нас было много встреч с молодежью после спектакля. Нам всегда интересна обратная связь, что зацепило — что нет. И однажды меня поразило то, что подростки мало что знают о той войне, о военном прошлом своих родственников.

Наш спектакль — это тоже битва. За нашу общую память о Великой Отечественной и ее героических девочках.

Автор: Эмилия Завричко
Читайте нас