Грандиозный конный памятник и всю прилегающую территорию от парковки перед Конгресс-холлом и до монумента с начала июля и до сентября полностью закроют для посещений. Почему? Для проведения работ потребуется участие тяжелой строительной техники, следовательно, с целью обеспечения безопасности на весь период работ вся площадь, начиная от парковки перед Конгресс-холлом и до самого памятника, будет полностью огорожена, доступ на территорию будет ограничен с 30 июня 2025 года и на весь период проведения работ. Это будет первым этапом глобальной перезагрузки знаковой и узнаваемой «визитки» Башкортостана.
В рамках первого этапа организована работа по ограждению территории, установке строительных лесов, сбору специализированной техники и оборудования, а также подготовка к демонтажу скульптуры.
Второй этап — сама реконструкция памятника. Его должны на время работ, примерно на полтора года, снять. Предварительные сроки отсутствия на привычном месте нашего бронзового героя — с сентября 2025 года по апрель 2027 года. Увозить никуда статую не будут. Ее восстановление планируется организовать в уфимском специализированном цехе.
Третий, заключительный, этап включает в себя реконструкцию фонтана и самой площади Салавата Юлаева. Последний ремонт здесь был восемнадцать лет назад, в 2007 году. Торжественное открытие памятника с обновленными площадью и фонтаном запланировано на октябрь 2027 года, в преддверии празднования 60-летия с даты его создания знаменитым скульптором Сосланбеком Тавасиевым.
Причем власти республики и города понимают важность четкого соблюдения всех планов и графиков трех этапов. Ведь впервые за 60 лет при въезде в Уфу не будет видно гордого всадника на коне с поднятой рукой. Ответственный за реконструкцию — заместитель председателя правительства РБ Рустем Газизов.
В соцсетях по этому поводу продолжаются бурные обсуждения — стоит ли трогать святыню или памятник еще века простоит, как бы что не потерялось и не получилось «хотели как лучше — получилось как всегда». Что говорят уважаемые эксперты?
Александр Мирианишвили, академик Российской академии художеств, заслуженный архитектор РФ, г. Москва:
— Недавно были проведены исследования внутренней части скульптурной композиции. Они выявили, что кроме трещин снаружи есть серьезные повреждения стальной конструкции, которая находится внутри.
Павел Котельников, соавтор проекта реставрации памятника Салавату Юлаеву в Уфе, руководитель отдела государственного НИИ реставрации, г. Москва:
— Идея создания памятника появилась еще во время войны, а была воплощена в 1967 году. Очень удачно было выбрано место на высоком берегу Белой. Масштаб тоже весьма впечатляет. Это большой памятник, но динамичный, живой с художественной точки зрения. Мне он очень нравится. То, что мы имеем сейчас на памятнике — это деструкция лакокрасочного покрытия. Основная утрата — это утрата фалара нагрудного на коне. (Фалар — элемент конской упряжи, с помощью которого закрепляли и распределяли ремни. Прим. «МГ»). Еще видны разновременные покраски. Последний раз его красили в 2014 году.
Особого внимания требует работа с каркасом. Там нет стандартных деталей. Сложность состоит в том, чтобы вычистить памятник изнутри, смонтировать недостающие детали. Я в своей жизни не встречал столь масштабной статуи, сделанной из чугуна. Кроме того, важная задача реставратора — не привнести чего-то своего, нужно восстановить детали так, как их задумывал автор, какими они были.
Памятник Салавату Юлаеву — символ не только Башкирии, но и всего нашего многонационального государства. Хорошо, что пришло время его реставрации. Если бы ничего не делали, то могли бы его потерять.
Анатолий Яксин, инженер-конструктор, Башкортостан:
— Ветровая нагрузка может достигать величин примерно до 180 кг на кв. см. Это большая удача, что памятник до сих пор стоит!
«Молодежка» дружит с московским скульптором Салаватом Щербаковым, автором мемориала генералу Шаймуратову на Советской площади, скульптур и барельефов для Дворца борьбы и памятника Муртазе Рахимову в парке Ленина. Мы попросили Салавата Александровича ответить на несколько вопросов.
— Вы один из самых известных и востребованных скульпторов России, и ваше шежере имеет башкирские корни, хотя вы коренной москвич. Когда увидели памятник Салавату Юлаеву в первый раз? Помните свои первые впечатления?
— Памятник Салавату Юлаеву был настоящим событием в скульптурном мире больших идей и образов. Уже на начальных этапах его создания Сосланбеком Тавасиевым мы, будущие или уже состоявшиеся скульпторы, о нем знали. Я тогда только готовился поступать в институт. Потом, когда памятник уже был установлен в Уфе, мы внимательнейшим образом изучали его фотографии, у нас были описания его очевидцами, въезжавшими в город по железной дороге.
Для нас, совсем еще зеленых мальчишек, все это было серьезным творческим впечатлением.
Помню, как мы обсуждали с восторгом памятник с Владимиром Соскиевым, сейчас это известный осетинский скульптор. Ведь это был эпохальный монумент для всего СССР и его народов.
Мне посчастливилось даже воочию увидеть гипсовую модель памятника, когда мой преподаватель Борис Константинович Орлов повез нас в Абрамцево. Там стоял заброшенный храм, а в Советском Союзе многие храмы и церкви пребывали в таком состоянии и носили лишь хозяйственные функции. В Абрамцевском храме расположился скульптурный цех, где осталась гипсовая модель Салавата Юлаева, уже отлитого в чугуне и установленного в Уфе. Модель постепенно разрушалась, так как перевезти ее куда-то было невозможно. Мы приезжали и изучали модель, по которой отливали форму. В храме имелся балкон, и у нас была возможность рассматривать детально все и с высоты. В разрушающейся постепенно церкви стояла разрушающаяся модель великого памятника… Общая визуальная сюрреалистическая картина, наполненная смысловыми аллюзиями, завораживала, а философская метафора времени была так похожа на кадр из картины Феллини – мощный образ, уходящий в историю…
Мы интуитивно осознавали великий конный памятник как одну из вершин в скульптурной сфере. Он абсолютно не был похож ни на какие другие, более стандартные. В нем отразился дух башкирского народа, дошедшие из глубины веков его сила и мощь. Без каких-то дополнительных биографических справок и источников, только по созданному образу, ясно читался масштаб героя, его характер. Лично меня переполняла гордость за то, что я по отцу башкир. Папа, боевой командир, потерявший на фронте глаз, получивший серьезное ранение в голову, тоже являлся несгибаемым преемником этого стального духа своего народа. Он немало рассказывал мне о родном крае, своем детстве, постоянно вспоминал Башкирию, ее эпосы и героев. Меня назвали Салаватом в честь Салавата Юлаева.
Вживую памятник я увидел гораздо позже, как и родные пейзажи моих отца, деда и прадеда. Увидел и прочувствовал то, что знал всю жизнь.
— Салават Александрович, насколько важна реконструкция памятника Салавату Юлаеву? И когда понадобится следующая его «перезагрузка»? Существуют ли более современные технологии консервации металла?
— Мы вспомнили и перечислили значимость и глубину создания грандиозного памятника. А сейчас просто предстоит его реконструкция. Не косметический ремонт, а продуманное, детально полное восстановление. В наше время с инновационными технологиями и возможностями консервации это реально сделать на века! Наиболее был уязвим каркас. Если при его изготовлении употребить все современные антикоррозийные средства, то памятник простоит не 60 лет, а многие и многие сотни лет. Ему уже не будут страшны ни ветер, ни дожди со снегом, ни близость реки. Все то, что являлось ранее для чугунного каркаса разрушительной агрессивной средой.
— А что вы можете сказать скептикам, обеспокоенным, что реконструкция может затянуться или вдруг «что-то пойдет не так»?
— Я понимаю волнение вокруг будущей реконструкции. Люди ведь искренне переживают за здоровье своих самых близких и родных. Поэтому тревога за будущее самого известного и по-настоящему великого памятника обоснована. Здесь важно не устраивать излишних истерики и паники. А необходимо всячески содействовать его сохранению.
И тогда заново рожденный Салават Юлаев будет веками гордо взирать с холма на бескрайние горизонты, а все, кто смотрит на конную статую героя, будут испытывать особые чувства и эмоции.