Увы, замечательный Мастер безвременно ушел от нас в прошлом году и в названии его персональной выставки отразилась глубокая философия творчества любого талантливого художника, чьи работы продолжают жить и радовать зрителей.
Экспозиция продолжила цикл выставок, приуроченных к юбилею творческого объединения башкирских художников «Чингисхан», которое в этом году отмечает свое тридцатипятилетие.
Творчество Василя – это настоящий гимн вещам, что дороги каждому: женской красоте, мудрости башкирского фольклора, извечной гармонии мироздания, отраженной в религии. Через свои уникальные символы и знаки он запечатлел в искусстве такие родные и узнаваемые сердцу образы.
«Я не пишу, не рисую, я – делаю картины», – так говорил о своих смелых экспериментах с материалами сам Мастер.
Василь Миргазиянович, заслуженный художник России и народный художник Башкортостана, провел 72 персональные выставки! Он был мудрым наставником, куратором, открывшим дорогу многим молодым талантам. Именно он подарил нам тот самый любимый и уникальный бренд – стилизованную корову, которую в разные годы воплощал в самых разных техниках. Его сердце безошибочно находило одаренную молодежь, а его усилия помогали лучшим работам молодых авторов засиять на крупных арт-площадках. Василь Хананов необыкновенно много сделал и для родного города, и для его культурной жизни. Из своей мастерской, находившейся в подвале на Карла Маркса, он создал андеграундный Музей современного искусства, которому присвоил имя друга, основателя «Чингисхана» Наиля Лутфуллина, так рано ушедшего из жизни.
Экспозиционный зал Башоперы на презентации еле вместил всех гостей: коллег, друзей и родных, журналистов, поклонников его таланта.
Немалое место в жизни художника и великолепного семьянина занимала музыка. Два его старших сына — профессиональные музыканты. Может быть именно поэтому открытие выставки проходило под исполнение классических произведений на фортепиано юными дарованиями и уже состоявшимися пианистами. Особенно порадовал вокал заслуженной артистки РБ Алии Искужиной. Ее красивое, сочное меццо-сопрано наполняло все пространство бархатистым, объемным звучанием, создавая гармоничное слияние живописи и музыки.
Айрат Терегулов, директор Башкирского государственного художественного музея им. М. В. Нестерова, заслуженный художник РФ:
— Меня с Василем Ханановым в конце семидесятых годов познакомил художник Владимир Дворник.
Василь — открытый, радостный, бесконечно добрый человек со своим характером, в котором могли звучать и стальные ноты. Он мог быть жестким и умел добиваться поставленных целей любыми возможными путями. Василь получил достойное профессиональное образование реалистической школы живописи. Он прекрасно владел всеми жанрами: от пейзажа до портрета. Радует, что он занимался и современным актуальным искусством. Василь легко мог менять направления своих творческих пристрастий и абсолютно свободно переходил от реалистической живописи к абстракции или коллажам. Очень жаль, что он так рано ушел…
Пришли на открытие и «чингисхановцы», тепло и проникновенно вспоминающие о Василе и их совместных проектах.
Рафаэль Муратшин:
— Василь был «мотором» объединения «Чингисхан», нашим мощным локомотивом. При этом у Хананова не было замашек диктатора, он всегда с нами советовался, прислушивался. Нам его сейчас очень не хватает. Но то, что мы уже сделали под руководством Василя, в принципе для не такой уж долгой человеческой жизни — уже достаточно серьезно.
Расих Ахметвалиев, народный художник РБ:
— Проекты «Чингисхана» мы начинали тридцать пять лет назад еще с выставок в Ленинграде, впечатливших андеграунд культурной столицы. Потом было много выставок в России и за рубежом. Молодые и дерзкие, мы тогда чуть ли не жили в мастерских и много и активно работали, что продолжаем делать до сих пор. Мне приятно наблюдать, как тепло зрители принимают творчество нашего неутомимого «мотора». Каждый находит в них свои смыслы и параллели с личным мироощущением. А это для любого художника бесценно!
Я познакомилась с Василем Ханановым в одной из городских больниц, куда пришла делать репортаж для газеты. Там его боготворил весь медицинский персонал. Третий сын Василя родился с ДЦП, и врачи давали неутешительные диагнозы, говорили, что Тамерлан вряд ли будет ходить и говорить. Василь не сдавался ни на минуту. Он постоянно сам массажировал ребенку пальчики, возил его в различные реабилитационные центры и оздоровительные поездки. И поставил сына на ноги! Когда я общалась с художником, мальчику было лет пять и его худенькое тельце почти безжизненно висело на руках отца. А на презентации я увидела уже юношу с фотоаппаратом, активно помогающего организаторам выставки. Это ли не чудо?! Встретила там и врача Тамерлана. «Мы до сих пор всем отчаявшимся родителям ставим в пример Василя, который не сдался и сделал все возможное, чтобы ребенок ходил. Это настоящий герой и образец семьянина и отца!» — сказала врач.
На выставке много коллажей. Художник неустанно экспериментировал с различными материалами.
Василь не раз обращался в творчестве к легендарному «Черному квадрату» Малевича, полемизировал с ним в своих работах. Малевич считал, что настоящее творчество возможно лишь в том случае, когда обрываются все связи с реальностью, отброшены все традиции и обнулены все формы. А вот в коллаже «Открывая Малевича» Василь иронично приклеивает к холсту дверцу-коврик с национальным орнаментом в космическую бездну черноты, делая акцент на корнях авангардного искусства.
Эта тема продолжается и в коллаже «Страсти по «Черному квадрату». Здесь уже с помощью грубой мешковины Мастер создает монументальный горный пейзаж…
В центре композиции картины «Свидание» из диптиха «Сумерки» мы видим деревенский коврик из тряпочек, который раньше клали в прихожей. А у Василя эта утилитарная рукотворная вещь, сплетенная из лоскутков отслуживших свой век вещей, превращается в полную Луну — царицу ночного неба…
Выставка «Жизнь после жизни» – словно живой портрет души Василя Хананова, отражение феномена личности с удивительной, неповторимой судьбой. Непременно посетите экспозицию! Это возможность встретиться с внутренним миром самобытного художника, полным мудрости и света.
Фото автора.