Все новости
Новости
30 Мая 2023, 12:51

Профессия ревизор: из прошлого в будущее

Как известно, кто ничего не умеет сам - учит других. А кто не может и этого – идет в ревизоры. Вы правда так думаете? Тогда прочитайте эту статью до конца.

Кто же такие современные ревизоры, как и почему они стали такими, и какими им предстоит стать в будущем.

         Вот и попробуем разобраться.

         Я расскажу, какие изменения претерпевала профессия ревизора на моих глазах, и на основе своих наблюдений попробую спрогнозировать, какими будут ревизоры будущего, точнее какими они будут нужны будущему.

         Итак, чем же занимались и что собой представляли ревизоры 90-х годов прошлого века, во времена зарождения новой России, кардинального слома плановой экономики, внедрения новых механизмов хозяйствования и, соответственно, контроля за происходящими процессами.

         Основной задачей контрольных подразделений государственных органов в те времена была забота об обеспечении целевого расходования выделяемых бюджетных средств. Это было связано с необходимостью противостоять тому валу нарушений, а зачастую и преступлений в бюджетной сфере, который обрушился на нашу страну, когда многие должностные лица госучреждений ошибочно приняли экономическую свободу за вседозволенность, что в частности выражалось в расходовании поступающих средств на цели, не предусмотренные вышестоящими органами при их выделении. В результате имели место резко негативные проявления такого правового антиобщественного и антигосударственного поведения, как задержки с выплатой заработной платы, кризис неплатежей в экономике, неуплата налогов. Все это на фоне роста инфляции, не самой благоприятной обстановки на рынке труда, начавшейся приватизации активов, разорванных с республиками бывшего СССР экономических связей и не лучшей конъюнктуры на внешних сырьевых рынках грозило, без преувеличения, самому существованию государства.

         И в переломе тех негативных тенденций большую роль сыграли именно ревизоры, которые на базе своих знаний о совсем другой (еще командной) экономике, тем не менее, смогли в короткий срок перестроиться, а иногда и переучиться, и пресечь во взаимодействии с правоохранительными органами расхищение государственной собственности и разграбление бюджета.

         Не зная отдыха, днем и ночью, порой без отпусков и выходных дней, переезжая из одной командировки в другую, не считаясь с бытовой неустроенностью, наши люди работали тогда, выявляя и доказывая, документируя и обосновывая, убеждая и требуя возмещения причиненного ущерба.   

         Безусловно, происходивший тогда слом эпох не мог не затронуть и ревизорское сообщество. Действительно, некоторые наши коллеги ушли тогда из профессии. Причинами тому были слабая материальная база и низкая социальная защищенность тогдашних госслужащих, раздробленность ревизорского сообщества. К сожалению, недостаточным тогда был и уровень оплаты труда. Практически забытой оказалась моральная составляющая стимулирования сотрудников.

         И тем отраднее сегодня отмечать возросшее внимание со стороны руководства государства к вопросам финансового контроля, становым хребтом которого с 2016 года является Федеральное казначейство, вобравшее в себя на современном этапе развития полномочия по осуществлению полного цикла бюджетного контроля, ранее разнесенного по ряду министерств и ведомств. Оправданность такого решения за истекшее время подтверждена результатами деятельности контрольно-ревизионного блока Казначейства России, состоящего из центрального аппарата, контрольно-ревизионных подразделений территориальных органов и межрегионального контрольно-ревизионного управления Федерального казначейства.

         Чем же заняты наши ревизоры сегодня?

         Что мы представляем из себя в профессиональном плане?

         Какими компетенциями обладаем?

         Чем вооружены?

         На сегодняшний день государственный служащий - сотрудник Федерального казначейства, замещающий должность в контрольно-ревизионном подразделении – это должностное лицо, обладающее широчайшим кругом обязанностей и полномочий. Отмечу лишь самые основные.

         Это:      

         -контроль за соблюдением положений правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, в том числе устанавливающих требования к бухгалтерскому учету и составлению и представлению бухгалтерской (финансовой) отчетности государственных (муниципальных) учреждений;

         -контроль за соблюдением положений правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и обязательства по иным выплатам физическим лицам из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, формирование доходов и осуществление расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации при управлении и распоряжении государственным (муниципальным) имуществом и (или) его использовании, а также за соблюдением условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из соответствующего бюджета, государственных (муниципальных) контрактов;

         -контроль за соблюдением условий договоров (соглашений), заключенных в целях исполнения договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, а также в отдельных случаях, условий договоров (соглашений), заключенных в целях исполнения государственных (муниципальных) контрактов;

         -контроль за достоверностью отчетов о результатах предоставления и (или) использования бюджетных средств (средств, предоставленных из бюджета), в том числе отчетов о реализации государственных (муниципальных) программ, отчетов об исполнении государственных (муниципальных) заданий, отчетов о достижении значений показателей результативности предоставления средств из бюджета;

         -контроль в сфере закупок, предусмотренный законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

         И, пожалуйста, не нужно пугаться этих мудреных фраз. В действительности за ними стоит наша повседневная работа по контролю за использованием государственных средств на цели, напрямую влияющие на жизнь каждого из нас. Именно путем выполнения законов государства и подзаконных актов органов власти в бюджетной сфере обеспечивается выплата зарплат, пособий, пенсий, строительство и ремонт дорог и мостов, поддержка развития промышленности и сельского хозяйства, модернизация системы здравоохранения и образования, вовлечение граждан разных возрастов в занятия спортом, доступность культурных и развлекательных мероприятий во всех регионах нашей страны.    

         Контроль – это функция управления. Не имея надежной обратной связи, руководство страны не могло бы принимать обоснованных, эффективных и своевременных решений по обеспечению развития страны, удовлетворению потребностей граждан, сохранению и упрочению обороноспособности и суверенитета государства, то есть затруднено было бы само проведение государственной политики.   

         «Ничего себе, - скажете вы. – А какова плата на выполнение столь высоких требований?». Должен отметить следующее. Буквально с начала текущего года Федеральным казначейством внедрена новая система оплаты труда государственных гражданских служащих, в том числе контролеров-ревизоров. Благодаря ей уровень заработной платы значительно возрос, так, по ряду должностей размеры окладов по должности и по чину выросли в 3 и более раз. Кроме того, сегодня Федеральное казначейство является признанным лидером среди органов исполнительной власти по уровню цифровизации деятельности, то есть в помощь ревизорам предоставлены десятки государственных информационных систем, которые содержат колоссальный объем сведений, аналитической, статистической информации о состоянии подконтрольной среды, что в десятки и даже сотни раз ускоряет процесс подготовки и проведения контрольного мероприятия, оформления его результатов.

         Резюмируя вышесказанное, можно сформулировать следующее.

         Современный ревизор – это человек с высшим (а то и двумя, и даже ученой степенью) образованием, обладающий глубокими компетенциями в вопросах экономики, финансов, бухгалтерского учета, госзакупок, гражданского, бюджетного и административного законодательства, информационных технологий, имеющий значимый социальный статус и стабильное положение в обществе, ориентированный в своей профессиональной деятельности на главенство Закона и способствующий достижению лидерства России в сфере управлении общественными финансами.    

         А теперь обещанный в начале статьи образ будущего. Будущего ревизора. Мечта, которую предстоит, как я надеюсь, воплотить новому поколению сотрудников.

         Дело в том, что время все больше и больше предъявляет спрос на эффективные решения. А для того чтобы принимать такие решения, безусловно, нужна действенная система оценки этой самой эффективности.

         В настоящее время мы, не имея научно обоснованных и разработанных для каждого конкретного контрольного мероприятия, подкрепленных мнением экспертов критериев эффективности, формулируем свои выводы об эффективности произведенных расходов на основе показателей результативности тех или иных государственных программ, хорошо понимая, что эти показатели и их значения предложены, как правило, самими объектами контроля.

         Обращая внимание на вышеизложенное, я хорошо понимаю необходимость и высокую значимость проведения проверок, направленных на выявление и пресечение неправомерного и нецелевого использования бюджетных средств, объектов государственного имущества, соблюдения требований бюджетного законодательства, в том числе в части бухгалтерского (бюджетного) учета и отчетности, контрактного законодательства, но, тем не менее, хотел бы привлечь внимание к возможности направления части наших ревизорских ресурсов на активизацию проникновения в относительно новую для нас сферу – аудит эффективности деятельности объекта контроля.

         Сразу же хочу ответить скептикам!

         Я говорю именно об аудите эффективности ДЕЯТЕЛЬНОСТИ того или иного объекта контроля. Ведь именно с этим связаны опасения в отношении проведения подобного рода контрольных мероприятий: существует мнение о якобы возможном дублировании нами полномочий органов внешнего государственного финансового контроля. Отбросить такого рода опасения помогает понимание самой природы и характера деятельности наших структур. Если контрольно-счетные органы при проведении аудита эффективности фактически осуществляют контроль результатов (принцип «черного ящика»), не углубляясь в понимание внутренних процессов, происходящих в подконтрольной среде и приведших к тем или иным результатам, то мы, будучи органом внутреннего финансового контроля будем сами процессы, происходящие в объектах контроля, устанавливать причинно-следственные связи тех или иных событий, вносить конкретные предложения, направленные на улучшение положения, вплоть до оптимизации процесса принятия решений и отдельных бизнес-процессов в каждом конкретном объекте контроля.

         Также хочу отметить, что я отнюдь не предлагаю загромождать наше поле деятельности многочисленными бюрократическими структурами. Напротив, в отличие от иерархических структур, занятых формальным аудитом, по моему мнению, было бы целесообразно сформировать и опробовать сетевую (по принципу нейросети) модель организации проведения аудита эффективности деятельности.

         Уже на сегодняшний день на Коллегии нашего Управления сделан доклад, затрагивающий вопросы необходимости применения элементов аудита эффективности в практике контрольной деятельности, определяющий место указанного типа контрольного мероприятия в системе государственного финансового контроля, особенности его организации и проведения, а также осуществлено введение в понятие критериев эффективности.

         Таким образом, по моему мнению, будущий ревизор – это творческая личность, отнюдь не стремящаяся свести свою деятельность к шаблонированной сверке норм закона с фактическим положением дел. Напротив, основным своим призванием такой специалист будет видеть предупреждение и профилактику возникновения рисков, связанных с принятием объектом контроля ошибочных, неоптимальных решений, предлагать пути решения возникших проблем, убеждать в своей правоте ссылаясь на обоснованные критерии оценки эффективности использования общественных ресурсов, выражать свое компетентное мнение, привлекая тем самым на свою сторону представителей подконтрольной среды.      

         И тогда все у нас получится!

Начальник контрольно-ревизионного отдела в сфере деятельности силовых ведомств и судебной системы Байбурин Ильдар Рифович.

Читайте нас: