Ринат Ягфарович является одним из самых заметных и значительных художников города Уфы. Участник многих выставочных проектов как на территории России, так и за рубежом. Преподаватель с многолетним стажем в Уфимском училище искусств (колледж). Творчество Рината Миннебаева содержит неизменный «градус» актуальности и современности. Он чутко улавливает едва заметные «колебания времени», и, несмотря на жёсткую конкуренцию, кажущуюся исчерпанность экспериментаторских потенций, сумел обрести оригинальное творческое лицо. Его неизменные качества: интеллектуальная составляющая, продуманность концепций, многообразие технических решений и стремительность эволюции художественного языка. В арсенале профессионального мастерства Рината Миннебаева успешный опыт в области печатной графики, в создании ассамбляжей, арт-объектов, видео-арта, фотографии. Во многом узнаваемыми стали его монументальные картины из авторской бумажной массы, представляющие собой гибридный вариант графики, живописи, рельефа и архитектурного макета.
Главный онтологический вопрос творчества Миннебаева-исследователя – судьба человеческой цивилизации в исторической и современной перспективе. На опыте многочисленных археологических, этнографических и экологических экспедиций Ринат Миннебаевособым образом настроил свой фокус зрения. Исходя из магического эффекта объекта в виде предмета, слоёв, отпечатков, извлеченных из земли, дошедших до нас со следами утрат целостности, коррозии, патины, Миннебаев стал создателем «артефакта», связав археологию и современную эстетическую деятельность. Используя карты современных городов и другие ландшафты из компьютерной программы Google Maps, Ринат в своих работах намеренно обезвоживает, омертвляет и воссоздает в рельефе их археологизированныеостатки, превращая в «памятники».
Стремительность творческой эволюции Рината Миннебаева, кажется, не оставляет шансов охватить в целостности творчество художника, всегда находящегося в активной фазе развития. В этой связи данная статья, скорее, осуществляет попытку ухватить и зафиксировать двадцатилетний этап творчества мастера. Даже этот небольшой обзор, в который вошли такие его основные проекты, как «Геоглифы» (2010 – 2022), «Underground» (2018 – 2021), «Ambient» (2013 – 2024), позволяет осознать одержимость и масштабность его творческой потенции. Алхимики называли производство философского камня великим деланием – opus magnum. «Делание» – существенный аспект творчества Рината Миннебаева. Он начинал работать в сложной и трудоёмкой технике печатной графики (офорт, акватинта, литография), требующей наработанного годами технического печатного опыта. Затем от эстампа Миннебаев переходит к конгреву на бумаге ручного отлива – уникальному опыту, который художник обогатил новыми и смелыми экспериментами, впервые создав, например, тиражируемую авторскую бумагу. Богатый опыт археологических экспедиций, общение с учеными археологами, этнологами, практика полевой жизни – всё это оказывалось главным источником творческих озарений Миннебаева. Он понял, что специфика традиционной европейской печатной графики не способна передать все нюансы цвета, духа степного, номадического пространства, где художник проводил немало времени.
Постепенно от искусства черно-белого плоского листа Миннебаев приходит к живописности и объему в виде ассамбляжа, который с каждой новой темой обогащает новыми техническими решениями. Сам факт изготовления бумаги вручную не является новаторским, но Ринат Миннебаев первый в республике вывел её насамодостаточный уровень высокого искусства. Тогда, когда большинство современных авторов демонстрируют оторванность от ручного изготовления, Ринат Миннебаев в процессе долгих поисков и экспериментов нашел свою уникальную методику и рецептуру производства бумаги ручного отлива. Художник упрощает состав бумажной массы, в основе которой – макулатура и различные примеси, вымоченные в воде и замешанные с помощью строительного миксера. Он постепенно наращивает толщину листа и переходит к изготовлению рельефа в бумажной массе. За её составом он ведет строгий контроль, который необходим для того, чтобы слой засохшей бумаги был менее восприимчив к атмосферному влиянию. Нейтральный рH, достигнутый за счет добавления мела или глины, защищает бумагу от воздействия времени, плесени, грибка. Еще не высохшая бумажная масса поддается моделированию для воссоздания рельефа. Для этого у художника накоплен богатый набор авторского инструментария, позволяющий добиться этого вручную. Иногда на поверхность ещё не высохшей бумажной массы Миннебаев выкладывает металлические предметы, которые в процессе высыхания образовывают необходимый рельеф, а по задумке автора – и след коррозии. После окончательного высыхания на поверхности листа из-за различных примесей иногда образовываются цветные пятна. Этот процесс художник не всегда может контролировать, что добавляет произведению элемент случайности. Для укрепления результата Ринат Миннебаев покрывает лист желатином, акриловым грунтом, специальным или кракелюрным лаком. В результате готовое произведение приобретает естественный природный колорит и фактуру, напоминающую камень, землю, патину, ржавчину. Другой способ изготовления произведений предполагает в качестве основы и главными элементами моделировки поверхности картины материал ПВХ и акриловое стекло. Остатки в виде отходов художник набирает в рекламных агентствах. Воссоздавая планы городов, Миннебаев использует нарезки из пластика, которые он изготавливает тысячами для воспроизведения плотной архитектурной застройки, сочетая их с различными шпаклевками, красками и лаками. В этом случае для воссоздания плана современного мегаполиса он использует приём, характерный для макетирования. Архитектурный градостроительный макет, как правило, утилитарен. Опыт неутилитарного использования архитектурного проекта впервые продемонстрировал в искусстве авангардный художник Эль Лисицкий. Миннебаев нашёл своёрешение, создав гибридный вариант графики, живописи и архитектурного макета, который по своему формальному решению ближе всего к ассамбляжу.
Человек, его влияние на мир – центральная проблема сегодняшних философских рассуждений, проблема того ужасающего следа, который оставляет человек на планете и в культуре, в цивилизации в целом. Иногда эти проблемы реализуются очень узко: искусство становится формой иллюстрации экологических проблем. Этого нельзя сказать о творчестве Миннебаева. Философ-постмодернист Ж. Бодрийяр писал: «Вся естественная среда превратилась в отбросы, т.е. в ненужную, всем мешающую субстанцию, от которой, как от трупа, никто не знает, как избавиться. Вся биосфера целиком в пределе грозит превратиться в некий архаический остаток, место которого – на помойке истории». В индустриальной культуре практика взаимодействия с отходами переориентировалась от традиции их сохранения рядом с собой до отторжения, табуирования, вытеснения в сферу запрещенного. На современном этапе производимые отбросы колоссальных объемов превратились в крайне болезненную тему. Именно поэтому переработка отходов в виде ПВХ и макулатуры Миннебаевымсвоевременна и актуальна. Он осознанно и программно подходит в своей эстетической деятельности к реализации так называемой концепции «3R» (reduce, reuse, recycle): сокращение отходов, повторное использование, переработка – трёх китов сегодняшней экологичности.
Для Рината Миннебаева зоной повышенного внимания является антропогенный фактор, оказывающий большое влияние на историю, судьбу этносов, природные ресурсы, город. Именно города с их планировкой и архитектурой, являющиеся центром плотного проживания человека, местом концентрации его творческой активности, являются ценным материалом для художественно-эстетического осмысления. История мысли в области теории города ведёт свое начало от работ немецкого социолога и теоретика культуры Г. Зиммеля. Он первый начал писать о своеобразной атмосфере больших городов, их повышенной энергетике, об отпечатке, который город накладывает на его жителей. Выдающийся вклад в историю города внёс и Л. Мамфорд, который писал: «Город создает театр и является театром. Город становится сценой для социальной драмы». Именно этот аспект «город-театр», в котором разворачивается человеческая драма, прослеживается в творчестве уфимских художников-урбанистов С.Б. Краснова, С.Ю. Крыжевского и М.Г. Спиридонова – предшественников Рината Миннебаева.
Симптоматично, что идея «Геоглифов» у художника возникла, когда на его глаза археолога-исследователя попалась схема московского метро. Не остался незамеченным, как и художественно осмысленным для него факт обнаружения археологами в Южном Зауралье протогородов и, в частности, Аркаима, круговая планировка которых, просматривающаяся на поверхности земли, стала ключом к раскрытию особенностей бытования и мифологических представлений её обитателей. Познавать культуру города в повседневности привычнее, передвигаясь по нему, знакомясь с архитектурой, людьми, достопримечательностями. При этом взгляд на карту города через экран смартфона становится тоже обыденностью. Такого рода изменения в восприятии города не могли остаться без внимания Рината Миннебаева. Он обратился к программе Google Maps с картами со спутника, которые стали основным источником для художественно-эстетических экспериментов. Художник, скрупулёзно воспроизводя планировку городов, выбирает наиболее интересные фрагменты, куда попадают важные и узнаваемые культурные объекты, улицы, острова, каналы рек, всё, что наиболее выразительно формирует композицию. Для Рина Миннебаева план города все равно что неповторимый рисунок папиллярных линий кожи на руке человека. Неслучайно визуальный образ отпечатка пальца часто фигурирует в его творчестве. Обезвоживая и омертвляя ландшафт мегаполиса, воссоздавая в рельефе его археологизированные остатки, он превращает их в «памятники». Это позволяет взглянуть на известные крупные города и ландшафты с неожиданной точки зрения, извлекая новые смыслы и коннотации. В серии работ «Underground» Миннебаев изображает узнаваемые объекты таких крупных городов, как Москва, Париж, Лондон, Нью-Йорк буквально в виде археологического раскопа, воплощая футурологическую идею гибели и извлечения из-под земли их остатков. Неограниченность пространственных размеров, высоту небоскребов современных мегаполисов Ринат Миннебаевсвязывает с мифологемой Вавилонской башни.
Известно, что глобализация, иммиграция, культурная диффузия, доступность перемещений способствуют постепенной гомогенизации населения планеты, что приводит к усреднению черт лица. Данной проблеме посвящён видеопроект Рината Миннебаева «Лицо уфимской национальности» (2013), созданный в соавторстве с Николаем Марочкиным и Тагиром Насыровым. Проект в полной мере вписывается в вектор его антропологических исследований. По задумке авторов, он имел цель смоделировать усредненное лицо жителя города Уфы – крупнейшего мегаполиса на границе Европы и Азии. Материалом для его создания послужила накопившаяся за многие годы в ритуальном похоронном ателье электронная база фотооваловлюдей для надгробных памятников, и приобретенная художником для своих целей. На основе формального машинного анализа более одной тысячи фотопортретов мужчин и женщин, представляющих тюркские и восточнославянские на - роды Южного Урала, был сгенерирован «усредненный» графический портретобраз типичного жителя Уфы. Удачное визуальное решение видеопроекта «Лицо уфимской национальности» с наложенной на него музыкой делает его эмоциональным и впечатляющим произведением в духе современного видео-арта. Стремительный рост цифровых технологий преобразует как социум, так и человека, что порождает потребность прогнозирования перспектив человека и их концептуального осмысления. Миннебаев-исследователь обнаруживает движение от переосмысления непосредственного археологического опыта к освоению так называемой «цифровой антропологии». Человек всё больше вовлекается в Глобальную паутину, особенно этот процесс обострился в период мировой пандемии. Человек столкнулся с таким явлением, как «инфодемия» – феноменом информационной «перегруженности», когда человеку становится всё труднее осмыслить картину реального мира. Новая серия работ «Ambient», как нам кажется, является художественным претворением этого явления. К отбору материала художник, как всегда, подошел концептуально, применив ещё один способ создания произведений на основе макулатуры. Фрагменты текста, буквы, фотографии, иногда просматривающиеся на поверхности работы, не складываются в целые слова и образы. Тем самым создаётся эффект «шума», сквозь который с трудом просматриваются оформленные Ринатом Миннебаевым в невысоком рельефе «ускользающие» образы человеческих губ, кита. В последнем масштабном ассамбляже «Синий кит» художник опирался на широко известную геополитическую теорию Сэмюэла Хантингтона, сформулированную в книге «Столкновение цивилизаций». В ней автор выделяет несколько цивилизаций (западную, китайскую, японскую, исламскую, индуистскую, православную, латиноамериканскую, африканскую и буддийскую), говоря о «линиях разломов» между ними и связанных с этими угрозами. Почти такое же число выделенных цветом частей можно обнаружить в работе Миннебаева. Отдельные, подчас смешивающиеся, подчас борющиеся друг с другом цветовые зоны являются частями одного тела. Разноцветный кит словно парит над ландшафтами земли, над квадратами полей в непрерывном поиске чего-то, что всё время от него ускользает. Название проекта «Синий кит», как и скелет кита, – это отсылка к мифологеме, к образу Левиафана. Слово MAMMALS (англ. «млекопитающие») написано аэрозольными баллончиками в стиле граффити как дань культуре урбанизма. Большой крупноформатный триптих «Rex II» из серии «Ambient» намекает на повелителя этого мира и одновременно – виновника стремительного истребления биосферы Земли.
Жизнеспособность общества определяется его способностью адекватно реагировать на потенциальные угрозы, в том числе и созданием убедительных образов будущего. В этом процессе особенно значима роль художника-творца, всегда обладающего абстрактным мышлением, чувственной и интеллектуальной интуицией. Творчество Рината Миннебаева-исследователя свидетельствует о неустанных поисках собственной интерпретации настоящего и будущего мира. Разнообразие технических решений, художественного языка, его оригинальность наделяют творчество Миннебаева особой ценностью, в основе которого, прежде всего, неутомимый труд – magnum оpus. В алхимии этот процесс состоял из трёх стадий: разложение, возрождение и окончательное совершенство. Строго следуя этому порядку в создании собственного искусства, Ринат Миннебаев отважно и настойчиво осуществляет своё «великое делание».
Татьяна Капина,
кандидат искусствоведения,
научный сотрудник БГХМ им. М.В. Нестерова,
автор экспозиции выставки.