Совсем недавно, 24 июля 2023 года, вступил в силу Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и статью 44 Федерального закона «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации».
Закон с большим нетерпением и еще бОльшими опасениями ждали как люди, боящиеся собачьих стай на родных улицах городов и сел, так и зоозащитники, душой болеющие за каждое бездомное животное. И вроде бы сейчас региональные власти наделены полномочиями самостоятельно решать вопросы бесконтрольного размножения бездомных собак, на деле — почти никаких изменений в этой области пока не видно.
Особенно ярко на себе это чувствуют жители коттеджного поселка Алексеевка, куда так любят подкидывать чипированных собак службы отлова. По закону они их должны после всех процедур в приемнике отпускать там, где животное отловили. Но это муторно, хлопотно и требует определенной четкости в работе. Кто же будет с бездомными псами вести столь подробный учет географии их прежнего места обитания? Просто нереальные какие-то условия для привычной в России безалаберности! Гораздо легче вывезти очередную свору подальше от Уфы в какой-нибудь поселок в темноте и там тихонечко выпустить — авось, бедолаги найдут новых хозяев в частных домах. Мир ведь не без добрых людей! И по Уфе не будут стаи шастать.
Выпускают собак в Алексеевке обычно на конечной остановке автобуса, недалеко от полузаброшенного здания, зияющего дырами выбитых окон. Это уже архитектурные «подкидыши» хитромудрых строителей Алексеевки. Таунхаусы по краям поселка были построены под шумок незаконно, вопреки первоначальному генеральному плану. Дома пытались так же незаконно подключить к коммуникациям, рассчитанным на совсем другие мощности потребления. Любимая схема дополнительных барышей недобросовестных строителей. Коммуникации ведь уже включены в стоимость коттеджей. А дома все проданы. Почему бы на эти же трубы с водой, водоотведением и газом еще кучку многоквартирных таунхаусов не присоединить? Построить подешевле — продать подороже. А то, что потом летом люди будут сидеть почти без воды или испытывать проблемы с канализацией — кого это волнует?
Жители поселка добились в разных инстанциях и судах незаконности уже возведенных строений. Только сносить уродливые кирпичные остовы несостоявшихся подкидышей трест не торопится. На задворках этих безобразных и бесхозных зданий и находят убежище бездомные собаки, там же появляются новые «ничейные» щенки. Вроде бы собак должны кастрировать? Видимо, многим удается избежать бесплодия, хотя чип на ушах присутствует у всех.
В результате таких подкидышей обрекают на голодную смерть. Все мусорные контейнеры, где раньше собаки пытались найти еду — теперь за решетками закрытых пространств. Остается попрошайничество или разбой. Потом в общепоселковых чатах WhatsApp люди начинают жаловаться на беспредельщиков. «У нас кота собачья стая разорвала», «У нас уже пять кур ночью загрызли», «Я сама утром на остановке еле дождалась автобуса, 3 собаки на Лесной были», «Я ночью на днях выйти не могла из дома — на пороге стояли, жесть. Дома все закрыто, двор закрыт. У соседей утки всю ночь орали. Боязно», «У нас обувь раскидали по двору и сгрызли ботинки», «Тот же почерк убийства, что и с нашим котом. Похоже на рыжего бешеного пса. Охотится в паре с черным. Хватает за бок и треплет, как акула. Переломаны все ребра, разорваны через бок легкие и желудок были… Гад!», «Он хитрый, уже был в отлове, на охоту выходит преимущественно ночью, маньяк!»
Надежды на то, что собаки найдут новых хозяев, ничтожные. Самые сердобольные любители животных в поселке уже по два-три питомца держат, и их ресурсы жалости к мохнатым бомжам имеют свои границы.
А гулять спокойно по улицам детям, кататься на велосипеде становится все опаснее. В любой момент может появиться из кустов неконтролируемая стая, и что там на уме у собак — одному Богу известно.
После серии ряда ночных нападений на домашнюю птицу и котов жители Алексеевки забросали жалобами все возможные инстанции. Приехала служба отлова и попыталась найти мохнатых разбойников. Но чутье у таких собак отменное. Они мгновенно исчезают, как опытные партизаны. Рядом поля, заросли около озера. Так что дежурные проезды по улицам уже, видимо, до боли знакомой им «душегубки» заканчиваются впустую.
Недавно установили для агрессивного вожака клетку-ловушку с приманкой. Туда уже два раза попал Беляш, местная безобидная собака, имеющая хозяина, но постоянно гуляющая по поселку одна. Да, Беляш нарушает новый Закон. Обновленный пункт в нем о самовыгуле теперь звучит так: «исключать возможность свободного, неконтролируемого передвижения животного вне мест, разрешенных решением органа местного самоуправления для выгула животных». Беляш инноваций законодательства, так же как его хозяин, не знает и плюет на них с высокой колокольни.
Первое время после выброса из спецмашины собаки не разбегаются, стараются держаться вместе. Они голодные, испуганные, дезориентированные. Брошенных на окраине поселка собак безумно жалко. Их сюда, по сути, привозят умирать. И их набеги на курятники понять можно — они стараются выжить. Дети прибегают в трущобы таунхауса нянчиться с щенками, подкармливают их. Идиллия будет длиться до первого нападения. На кого после кур могут перейти голодные и озлобленные псы?
Обращение к службам отлова: хватит подбрасывать в Алексеевку чипированных собак! Это не гуманно ни по отношению к животным, ни по отношению к местным жителям.
Вы собак не здесь отлавливали! Все наши собаки имеют хозяев и абсолютно всех питомцев поселка мы знаем! Пора прекратить наводнять поселок стаями бездомных псов!
Джамиля Халитова, фото жителей Алексеевки.