В России принят новый закон о маткапитале
Все новости
Субъективно
9 Января 2017, 12:09

"Викинг" и компания

Вот и вышло на экраны чудо чудное да диво дивное – средневековая сага Эрнста, Максимова и Верещагина. Так как реклама сего шедевра звучала из каждого утюга и кассу уже однозначно обеспечила, в эти дни не говорит или не пишет о «Викинге» только ленивый.

Одни придумали себе игру «Найди сходства с «Игрой престолов» (а также с «Викингами» и «Гладиатором»); другие хвалят или ругают команды операторов-художников-прочих, чуть ли не «сериальную», порой откровенно истеричную речь персонажей и ни к селу ни к городу прилепленный эпиграф от Мао Цзэдуна; третьи воюют на фан-поле Козловского и Ходченковой – потому как противники двоих самых востребованных российских актеров разве что тэг «новые безруковы» в сеть не пустили. У местной аудитории своя радость – участие в съемках уфимского каскадера Роберта Елкибаева. Что, кстати, вполне заслуженно: отечественные представители этой опасной профессии считаются одними из сильнейших в мире. Вопрос только в том, где бы им развернуться...


Но не будем повторяться по темам вечных сравнений «наших и чужих», визуалки и актерской игры. Все это – форма, решение задач. Куда как интереснее содержание и непосредственная цель.


Совсем не обязательно иметь диплом выпускника истфака – достаточно хорошо учиться в школе и не жаловаться на память, чтобы увидеть самые наглые и неслучайные ошибки. Тем паче, что создатели в интервью беззастенчиво отсылают нас к «Повести временных лет». Темная сторона Владимира, воевода Свенельд с какого-то перепугу служит Олегу, а не Ярополку в Киеве; священник Анастас, который в действительности сам сдал Корсунь во имя власти при князе, в фильме принимает исповедь у «предательницы», гречанки Ирины (имя жены Ярополка, кстати, доподлинно не известно); Рогнеда Полоцкая прямо-таки затыкает своего отца (патриархат такой!) на стенах города; храбрый Варяжко вообще не заслуживает такой вольной биографической интерпретации.


Опустим то, что, по источникам, свататься в Полоцк ездил дядя Владимира, Добрыня, который в фильме отсутствует вообще (авторам важно действо с князем показать), что у Рогволода было еще два сына, которых убили (нам предъявили только маленького – якобы младшего брата княжны), что Рогнеда родила Владимиру шестерых детей (то есть явно не была возвращена князем в Полоцк так скоро, как в фильме), и прочие детали. Ибо к бабке не ходи – на самом деле никто и не думал «снимать по Нестору».


Понять истинный замысел авторов можно всего по двум группам персонажей – лжеволхвам и воине-христианине с сыном. Обритые наголо скорее по образу египетских, разнополые и в доску неадекватные, этакие «жрецы» призваны показать все зверство язычества, вызвать не просто неприязнь – отвращение у негодующего зрителя. Но славянские волхвы (хотя бы Пушкина перечитайте) – разделенные по культам женщины и бородатые мужчины, легендарные Богомил-Соловей и Боян Вещий. Знали ли эти факты режиссер Кравчук и сценаристы? Конечно, сведений о внешнем виде волхвов крайне мало, но повод ли это изображать их столь неприглядно, не уважая свою историю? Даже в мультике «Князь Владимир» имеется ведун, служащий доброму богу – этакий веселый старичок-помощник. В то же время все, что связано с будущим выбором Владимира – христианством (точнее, в те времена, «верой греческой»), возвышенно, сакрально, символично. Взять хотя бы дождь над Киевом после странных «огненных колес», пущенных со стен в степь. Или гибель того же христианина с сыном. Да, есть драматургия, момент по задумке должен цеплять за живое, но все же…


В фильме не показан Владимир, узнавший о гибели Олега и сбежавший с дружиной под защиту ярла Норвегии Хакона II Могучего. Нет в нем и Владимира, намеренно взявшего Рогнеду силой: это все противные скандинавские грибы! Убийство Ярополка вообще в некотором роде копирует упомянутый выше мультфильм, где главный герой также не думал сводить счеты со старшим братом: и это тоже – клятые наемники. Не говорится, что героиню Ходченковой новоиспеченный князь тоже взял в жены, и вообще до крещения было у него полно наложниц…


В общем, демиурги картины подошли к работе очень осторожно, затушевав неприглядные страницы биографии будущего святого. Но это неумолимо повлекло за собой выдергивание у персонажа стержня – сурового, жестокого, практичного характера (не от балды ж он сватался к Рогнеде, а позже выбрал и религию, и Анну византийскую).


И Козловскому негде стало играть героя. Как-то смялся момент перерождения личности (пусть исповедь в Корсуни и может показаться сильной). Неудивительно, что и крещение Руси превратилось, извините, в почти рекламный ролик с белозубыми улыбками под ярким солнцем над Днепром. Но известно даже школьнику, что процесс был добровольно-принудительным. Или – не известно?..


Так для кого и для чего в прокате пирует фильм со странным, на первый взгляд, названием «Викинг» и многозначительным слоганом «тебе надо увидеть, чтобы поверить»? Поверить во что? Для чего же еще более учтиво изобразили Софию Палеолог из одноименного сериала? Зачем героизируют Колчака в «Адмирале», пусть и совсем из другого времени?..


Исторические фильмы тем и сложны, что имеют слишком тонкую грань между фактом и домыслом и требуют недюжинного таланта в умении их соединить так, чтобы не переврать первый и сделать картину интереснее благодаря второму. Устами волхвов создатели фильма отвечают на вопрос о названии: «Уходи. Ты чужой нам». Владимир – «варяг», «белый ворон», решивший христианизировать и объединить языческую Русь, – фигура неоднозначная и грандиозная, Петр I своего времени. Так и рассказывать о подобной глыбе стоит самыми сочными красками, а не только черными, дохристианскими, и белыми, невинно-бесхребетными. Потому что сусально-мягкий князь на фоне сумасшедшего «друида» словно боится честного сравнения. Но сложный князь и достойно показанные служители древних культов – по-настоящему увлекательная борьба, в которой Владимир бы был более убедителен. Был бы тем, кем и являлся, – победителем и Крестителем. А по фильму – так и остался викингом Данилой в разношерстной компании.
Читайте нас: