Все новости
Субъективно
7 Февраля 2017, 15:48

Je suis Учитель: чем ситуация вокруг фильма «Матильда» напоминает трагедию «Charlie Hebdo»

Почему фильм, который никто не видел, никак не может вылезти из скандалов, и при чем тут цензура в России?

Фильм Алексея Учителя «Матильда», который только планируется к выходу на экраны, кажется, вообще не нуждается в промо-кампании, поскольку все еще находится в центре скандала. Фильм раскритиковали и священнослужители, и чиновники (хотя ни те, ни другие его не видели). И если слова епископа Егорьевского о пошлой фальсификации не задели широких масс, то ход (козырной) депутата Натальи Поклонской, которая уже дважды пыталась привлечь Генпрокуратуру к проверке фильма, возвел «Матильду» в ранг самых громких фильмов 2017 года.



Поклонская подозревает фильм и его авторов в оскорблении чувств верующих. В частности, канонизированный РПЦ император Николай II может быть показан не совсем в облике «святого» - в основе фильма его роман с балериной Матильдой Кшесинской. Портал «Медуза» сообщает о рассылке в кинотеатры страны писем от имени некой организации «Православное государство — святая Русь» с угрозами тем прокатчикам, кто рискнет показать «Матильду». В письмах - призывы к поджогам кинотеатров и насильственным действиям.



Более 40 российских кинематографистов, членов КиноСоюза, подписали открытое письмо о том, что творится вокруг фильма. В частности, там указано, что эта ситуация вписывается в «ряд других конфликтов последнего времени на ниве культуры: это запрет оперы «Тангейзер», погром выставки Вадима Сидура, недовольство выставочной политикой Эрмитажа. Во всех этих историях видимой силой выступают так называемые «православные активисты», но официальная Церковь не дает оценки происходящего. В лучшем случае выжидательную позицию занимает и министерство культуры». Кинематографисты подчеркивают, что не хотят, чтобы отечественная культура попала под пресс новой цензуры, какие бы влиятельные силы ее ни инициировали. Письмо подписано Андреем Прошкиным, Павлом Лунгиным, Мариной Разбежкиной и др.


Обстоятельства оказываются в чем-то созвучны истории, произошедшей с сатирическим французским еженедельником «Charlie Hebdo», в котором публиковались карикатуры на ислам и пророка Мухаммеда, из-за чего на редакцию была совершена террористическая атака. Конечно, сложно представить, что Николай II будет представлен в фильме карикатурно, а некие «православные активисты» устроят расстрел кинотеатрам, которые покажут кино. В конце концов есть еще всемогущие торренты, в сражениях с которыми регулярно проигрывает даже могучий Роскомнадзор. Да и тот же епископ Егорьевский уточнил, что РПЦ не будет требовать запрета «Матильды», так как «это абсолютно тупиковый и неверный путь». А уж если хоть кто-то из протестующих видел фильмографию Учителя, то им должно быть понятно, что к материалу он относится корректно и адекватно. Взять хотя бы «Дневник его жены»: там Иван Бунин, его жена, его любовница, любовник его жены и любовница любовницы вместе живут где-то за рубежом. Казалось бы, раздолье для демонстрации оргий, о которых в свое время писал Белинский Боткину. Но отчего-то фильм получился совсем не о том.


История с «Матильдой» - еще одно показательное выступление, связанное с ростками так называемой «новой цензуры» в России. Да, цензуры в нашей стране нет, она запрещена Конституцией РФ, но, кажется, она успешно эволюционировала. Если говорить о кино, то достаточно обратить внимание на фильмы, скажем, последних пару лет. На первый план выходят истории из прошлого («Дуэлянт», «Викинг»), в большом фаворе оказываются победоносные сюжеты советского периода («Легенда №17», «Ледокол»), начинают штамповать плоские ура-патриотические фильмы («Чемпионы», «28 панфиловцев»). Кино про здесь и сейчас теряет свою актуальность – не потому, что режиссерам это становится не интересно, а просто потому, что это не находит отклика у государства, чьими рычагами, в основном, фильмы и добиваются финансирования, масштабных промо-кампаний и, как возможное следствие, окупаемости. В противном случае фильмы зачастую не выходят на широкие экраны и остаются вспышками на зарубежных фестивалях и в топовых списках от кинокритиков.


«Матильда» - своего рода новый этап в этом процессе, поскольку даже в прошлом, оказывается, есть табуированные эпизоды и персоналии. И даже если с «Матильдой» все будет хорошо, кажется, что этот процесс в глобальном смысле уже не остановить.
Читайте нас: