Все новости
Субъективно
29 Марта 2017, 10:44

Суицидальный шантаж: способны ли подростки осуществить свои угрозы?

Из письма в редакцию: «...У меня есть 12-летний племянник, сын моей старшей сестры, воспитывающей его без отца, который был настоящим психопатом. Довольно капризный и вспыльчивый парень. Мы уже даже как-то привыкли, что как только ему что-либо запрещают делать, не покупают желаемое, он устраивает «психическую атаку» - кричит, что уйдет из дома, повесится, выпрыгнет из окна... Мы стараемся погасить такие вспышки, а на его угрозы не обращаем внимание, хотя знаем, что нередко подростки кончают жизнь самоубийством. Но вот последнее время очень много стали говорить и писать о подростковых группах смерти. Похоже, что племянник раньше не знал о существовании таковых. Но теперь, мы заметили, что он все больше времени проводит в интернете, разыскивая информацию об этих группах, в социальных сетях (я отслеживаю, пусть это и некрасиво, его переписку) активно ищет кого-то, кто связан с этими группами, обсуждает эту тему по телефону. Даже как-то, вроде, притих. А мы запаниковали что-то. Уж лучше бы он скандалил, как раньше...» Карина, г. Салават.

Добровольный и намеренный уход из жизни, суицид, существовал всегда. В XVIII-XIX веке среди пресыщенных жизнью аристократов, особенно в англоязычных странах, даже подпольно существовали клубы самоубийц для избранных. С детскими и подростковыми суицидами стали все чаще сталкиваться в двадцатом веке.


Частота суицидальных действий среди молодежи в течение последних двух-трех десятилетий удвоилась. По данным государственной статистики, количество детей и подростков, покончивших с собой, составляет 12,7% от общего числа умерших от неестественных причин .


Страшные цифры! Психологи, психотерапевты, психиатры, социальные работники, работники системы образования как-то стараются изменить ситуацию, но количество суицидов среди подростков нарастает... В данном контексте я не говорю о душевнобольных людях.


В целом ряде случаев подростки решались на самоубийство с целью обратить внимание родителей, педагогов на свои проблемы и протестовали таким страшным образом против бездушия, безразличия, цинизма и жестокости взрослых. Но последнее время неуклонно нарастает количество немотивированных подростковых суицидов. И вот, где-то год назад стали говорить о появившихся в социальных сетях «группах смерти», где подростков, попросту говоря, вербуют вступать в закрытые сообщества, подобные сектам, дают им задания, связанные с риском для жизни, неуклонно тем или иным способом подталкивают их к совершению суицидальных действий.


В последние полгода все без исключения средства массовой информации стали говорить и писать об этом, приводя все новые и новые страшные факты массовых подростковых самоубийств. В расследование включились органы прокуратуры, Рособрнадзора, депутаты Государственной Думы и общественники. И вот тут, на мой взгляд, возникает опасность, что такой громкий публичный резонанс серьезнейшей проблемы может не столько улучшить обстановку, сколько усугубить проблему.


Суициидальная инфекция


Есть такое понятие: «суицидальная инфекция». Это когда самоубийство или суицидальные наклонности личности, благодаря активному обсуждению среди родственников, среди своих ровесников или сообщениям средств массовой информации о самоубийствах , может привести к росту самоубийств и повышенной заинтересованностью всем, что с суицидальными действиями связано.


Неустойчивой психике подростка свойственна склонность к принятию поведения группы, в которой он тусуется, подражательству более крутым личностям в сочетании с демонстрацией своей независимости, бравадой. Поэтому , наверное, СМИ не должны соревноваться, кто быстрее и живописнее расскажет о факте подросткового суицида.


Конечно, есть вещи, которые нельзя замалчивать, но риск распространения суицидальной инфекции, являющейся результатом переизбытка сообщений СМИ, может быть значительно уменьшен, если сообщения будут краткими, не фейковыми. Такие сообщения не должны без конца повторяться, так как их затянувшееся воздействие может увеличить вероятность суицидальной инфекции.


В настоящее время подростки, никогда не думаюшие об игре в суицид и ничего не знающие о группах смерти, на несколько порядков увеличили свою заинтересованность суицидальной тематикой. Что уж говорить о вашем, Карина , племяннике, который, будучи, вероятнее всего, истероидной личностью, постоянно прибегал к так называемому суицидальному шантажу (или псевдосуициду) для разрядки аффективного напряжения или, что в вашем случае является основным, - как к средству воздействия на неблагоприятную ситуацию, получению чего-то желаемого, не одобряемого окружающими.


Бывает, что близкие, привыкая к демонстративным «псевдошантажным» высказываниям такого подростка, махнут на него рукой: «Слышали, дескать, слышали сто раз». Чаще всего так и бывает, но случается и так, что такой, надоевший своим суицидальным шантажом, подросток вдруг реально уходит из жизни. Может, сделал он это по неосторожности, перебрав или недооценив суицидный риск; увлекся опасной игрой. А может, внезапно изменилось состояние, подействовали какие-то внешние факторы. Мне не нравится, что мальчик увлекся информацией о «группах смерти». Да и вы с сестрой сами увидели какие-то изменения, происходящие с ним. У парня есть суицидальная предрасположенность и надо быть с ним особенно внимательным.


Что должно настораживать?


1. Уже бывшие в прошлом суицидальные попытки или сообщения о суицидальных намерениях.


2. Какие-то проблемы с психикой или попытки суицида у близких родственников.


3. Прямые или косвенные угрозы покончить с собой, даже если они носят внешне демонстративный характер.


4.Разговоры о конкретных способах самоубийства и признаки его подготовки .


5. «Зловещий покой» после наплыва беспокойного с суицидальными высказываниями настроения.


6. Сновидения с картинами самоубийств.


Ну и, конечно, если у человека депрессия - она суицидоопасна всегда. Не думаю, что вы совершаете «преступление против личности», отслеживая, что читает и с кем общается ваш племянник в социальных сетях. Сблизьтесь с ним, постарайтесь чем-то увлечь, не допускайте к лишней информации. И сходите, пожалуйста, к психологу или психотерапевту. Это очень важно!


Елизавета Вайман,

заслуженный врач РБ
Читайте нас: