Все новости
Субъективно
15 Декабря 2022, 10:51

Эксклюзив «МГ»: в Нестеровском музее Уфы опять увидели привидение

Сразу несколько сотрудников музея и охранник стали свидетелями необычного явления, о котором вот уже более ста лет рассказывают в Уфе легенды.

7 ноября 1919 года в бывшем особняке Лаптева открывается музей имени Пролетарской революции. А 28 ноября этого же года Михаил Артемьевич Лаптев был арестован и  расстрелян. Где покоится его тело - неизвестно.
7 ноября 1919 года в бывшем особняке Лаптева открывается музей имени Пролетарской революции. А 28 ноября этого же года Михаил Артемьевич Лаптев был арестован и расстрелян. Где покоится его тело - неизвестно.

В 1913 году на Ханыковской улице в Уфе (ныне улица Гоголя) лесопромышленник и купец Михаил Лаптев справлял с семьей новоселье. Закончилось, наконец,  строительство одного из самых красивых зданий Уфы. Великолепный элегантный особняк в стиле позднего модерна по проекту самарского архитектора Александра Щербачева располагался в глубине небольшого сада, обнесённого металлическим забором с коваными воротами. За особняком находилось два просторных двора и двухэтажный дом для прислуги. На «черном» дворе разместились хозяйственные постройки, конюшня и баня, на «чистом» – терраса, сад и бассейн. Вот оно, родовое гнездо!

Эх, только жить в новеньком прелестном особняке Михаилу Артемьевичу оставалось всего ничего - четыре года. В революционном 1917-м  здесь уже разместился штаб Красной гвардии под руководством члена Уфимского комитета РСДРП Ивана Самуиловича Кадомцева. Да-да, того самого знаменитого революционера, чья мать послужила прообразом героини романа Горького «Мать». Она бесстрашно пронесла в тюрьму своим детям-боевикам бомбу, была дружна с Надеждой Крупской, в их доме бывал и Владимир  Ульянов. И пока представитель «мира насилья» строил дом, молодые «бомбисты» грабили почтовые поезда для кассы партии.

5 сентября 1918 года Совет народных комиссаров выпускает постановление о «красном терроре», который советская власть развернула якобы в ответ на террор контрреволюционный. «Последней каплей» стало покушение на вождя, совершенное на заводе Михельсона. Хотя в том роковом выстреле  Фанни Каплан тоже много тайн и нестыковок.
5 сентября 1918 года Совет народных комиссаров выпускает постановление о «красном терроре», который советская власть развернула якобы в ответ на террор контрреволюционный. «Последней каплей» стало покушение на вождя, совершенное на заводе Михельсона. Хотя в том роковом выстреле Фанни Каплан тоже много тайн и нестыковок.

 «Карающий меч революции» выполнял наказ вождя. Летом 1918 года Ленин призвал начать на местах «беспощадный массовый террор против кулаков, попов и белогвардейцев». 28 ноября 1919 года Михаил Лаптев был арестован и затем расстрелян. Было ему на тот момент 74 года. Увы, на возраст чекисты скидок не делали. 

Многие в смерти Лаптева обвиняют Кадомцева.  Но Иван Кадомцев погиб в 1918, так что убили Лаптева  уже следующее поколение революционеров, на костях устанавливающих новый социальный строй.  Как бы сейчас сказали «в рамках проекта большевистского террора». 

Есть версия, что Михаила Лаптева вывезли на одной из «барж смерти» вместе с еще 500 арестованными и утопили вместе с баржей. Но! Современные исследователи  ставят под сомнение эти не раз описанные в художественных произведениях затопления, в которых «красные» обвиняли «белых» и наоборот. Да, баржи использовались как плавучие тюрьмы и там же проводились казни. Но их не топили. Вот, что пишет Юрий Кожин: «Летом 1918 г. вблизи Сарапула на Каме стояла баржа, служившая тюрьмой для уфимских заложников, вывезенных красными при их паническом бегстве в мае 1918 г. из Уфы. Среди 200 заложников были уфимские общественные деятели: издатель «Уфимской жизни», член кадетской партии Толстой, находившийся в ссылке в Уфе московский журналист Макс Редер, несколько врачей, журналистов и коммерсантов. 

В конце июля 1918 г. по распоряжению Сарапульского совета все они были зверским образом убиты и брошены в воду. После ухода красных случайно спасшиеся обитатели баржи подробно описали ужасную смерть несчастных заложников, которых чекисты убивали по очереди топорами, ружьями и молотками и сбрасывали в воду. Экзекуция продолжалась всю ночь». 

Я поискала Михаила Лаптева в списке жертв «Книги памяти». Сколько же в России тогда было осуждено, расстреляно или отправлено в лагеря на длительные сроки Лаптевых… И это только однофамильцев нашего земляка!
Читаешь сухие короткие строчки с датами внезапно разрушенных судеб и  оборвавшихся в один миг биографий и становится до мурашек жутко. Вспоминаю своего репрессированного деда, крупного купца, у которого был доходный дом в Уфе, магазины в Уфе, Ташкенте, Дюртюлях. Причем его отец, мой прадед, начинал торговлю простым коробейником. А дед Юсуп круглосуточным огромным трудом сколотил состояние, родил восемь детей… Все имущество было экспроприировано, а дед репрессирован и сослан в лагеря. Трижды бежал, умер на свободе во время войны.  В девяностые был реабилитирован.

Мне удалось найти в генеалогическом интернет-проекте  редкую фотографию Михаила Артемьевича Лаптева с семьей, выставленную весной 2022 года вместе с основными фактами его биографии жительницей Санкт-Петербурга.
Мне удалось найти в генеалогическом интернет-проекте редкую фотографию Михаила Артемьевича Лаптева с семьей, выставленную весной 2022 года вместе с основными фактами его биографии жительницей Санкт-Петербурга.

Посмертно реабилитировали и Михаила Артемьевича в 1993 году. Но тело его в 1919 году вдове для захоронения так и не отдали. 

И бродит с тех пор неупокоенная душа владельца особняка по музею.

В девяностые только ленивый не писал о привидении особняка Лаптева, где ныне располагается Башкирский государственный художественный музей имени  М.В. Нестерова. Если загуглить «привидение Нестеровского музея», то можно найти множество статей, да и видео, пересказывающих примерно одни и те же истории с вишенкой на торте: как привидение пугало старшего научного сотрудника музея, реставратора древнерусской живописи Анну Арнольдовну Хардину и ее верного сенбернара. Анна Арнольдовна подрабатывала ночными дежурствами, на которые брала с собой огромного пса. Но даже с собакой ночью в музее было страшно: кто-то щелкал выключателями, открывались-закрывались двери, слышались шаги, стоны, вздохи…

И тогда ей посоветовали «подружиться» с призраком. Она попросила призрак не пугать ее, ведь ей завтра на работу. И шорохи на некоторое время прекратились… Сейчас Анне Арнольдовне до смерти надоели блогеры и журналисты и она наотрез отказывается в сотый раз рассказывать представителям прессы тот случай. 

В конце 90-х в музей приехал священник и отслужил в одном из залов молебен по Михаилу Лаптеву. С тех пор привидение вроде бы успокоилось. Но, как оказалось, не навсегда.

Два года назад, перед пандемией из музея внезапно, без объяснений,  уволилась техничка, работавшая в Нестеровском достаточно долго. И лишь недавно Клара рассказала, что с ней произошло. Причиной увольнения стал глубокий эмоциональный шок. Она вечером в  пустом крыле нового здания музея проводила влажную уборку. Причем там уже однажды поскользнулась одна сотрудница, неудачно упала и сломала руку.  

На этом межлестничном отрезке и произошло необъяснимое происшествие с техничкой
На этом межлестничном отрезке и произошло необъяснимое происшествие с техничкой

Клара вручную  мыла лестницы верхнего пролета и внезапно потеряв равновесие, поняла, что падает спиной назад. Внезапно ее сзади подхватили крепкие невидимые руки и поставили на межлестничный пролет. Обернулась - никого. Зная про историю особняка, Клара решила покинуть музей, настолько сильным было ее потрясение.

Вот на этом мониторе пульта охраны сразу сразу несколько сотрудников музея и охранник стали свидетелями удивительного паранормального явления.
Вот на этом мониторе пульта охраны сразу сразу несколько сотрудников музея и охранник стали свидетелями удивительного паранормального явления.

Примерно две недели назад, в выходные вечером, сотрудники музея стояли около пульта охраны, где на мониторах отображаются записи видеокамер. И вдруг одна из сотрудниц увидела в цокольной локации, ведущей в книгохранилищу, непонятный темный кокон. Обратила внимание именно на движение. Все другие участки видеообзоров оставались  неподвижными. Что-то темное, бестелесое, в шляпе и с бородой плыло сначала от одной стены до другой, зависло, потом эта сущность наклонилась и растворилась прямо на глазах… Потом вдруг открылась и сама собой закрылась дверь. Двери в музейных помещениях металлические, достаточно тяжелые (сама проверила) и на сквозняк тут не спишешь. Мне даже позволили провести небольшой эксперимент.

Движение сущности сотрудники наблюдали в течении примерно трех минут, максимум четырех. Сотрудница при рассказе как будто еще раз переживает увиденное, волнуется: «Мы все, прекрасно зная историю особняка, сразу же поняли, что это он, хозяин». 

К сожалению, смотрительницы и сотрудники музея согласились беседовать со мной только на правах анонимности. Их понять можно. Все мы вроде бы материалисты, скептиков вокруг много и люди просто не хотят привлекать к себе лишнее внимание и быть объектами насмешек. 

Захожу в особняк и начинаю опрос с первой смотрительницы: «Видели, слышали что-нибудь?» Женщина опускает глаза: «Я не буду ничего говорить». «Почему!? Расскажите!» «ОН может обидеться»,- уже шепотом говорит смотрительница. Она тоже была свидетельницей событий около пульта охраны.

Из музыкальной гостиной второго зала посетители проходят к экспозиции фарфора, где был рабочий кабинет Михаила Лаптева.
Из музыкальной гостиной второго зала посетители проходят к экспозиции фарфора, где был рабочий кабинет Михаила Лаптева.

Прохожу в первый зал, где экспонируется коллекция фарфора. Именно здесь в свое время был рабочий кабинет Михаила Лаптева. В соседнем зале был музыкальный салон, где проходили концерты, музицировали на рояле домашние и гости. Кстати, здесь и сейчас проходят прекрасные концерты НСО, рядом с полотнами Нестерова, Айвазовского и других классиков звучит классическая музыка. К слову. Бывая в залах особняка я всегда ощущаю волнующую  ауру живого присутствия давно ушедших художников. Это не передать словами - но от особой атмосферы красоты безвозвратно ушедшей эпохи иногда сжимается сердце. А когда ты смотришь на портреты, создается впечатление, что они тоже разглядывают тебя.

Вот так вот однажды Николай Васильевич Гоголь свой «Портрет» написал. 

Кабинет и музыкальный салон, видимо, были самыми любимыми комнатами Лаптева. Но у хозяина из своего кабинета был и отдельный выход, чтобы не беспокоить собравшихся гостей.

Этот коридорчик (ныне подсобное помещение) раньше соединялся с кабинетом и вел к запасному и более короткому выходу из него.
Этот коридорчик (ныне подсобное помещение) раньше соединялся с кабинетом и вел к запасному и более короткому выходу из него.

Именно в этих залах и коридорах наиболее часто происходят аномальные явления.

Сотрудники говорят, что призрак появляется тогда, когда в залах особняка прохладно. Я посмотрела на термометр - шестнадцать градусов! Идеальная температура по всем канонам появления призраков в средневековых замках. 

По пути опрашиваю еще одну смотрительницу. Она говорит, что увидела на мониторе только последнюю минуту, когда силуэт развеивался в воздухе. 

Четвертая моя собеседница тоже видела на мониторе некую сущность. И рассказала об увиденном так: «Тело треугольником, без ног, висело в воздухе, плавно перемещаясь от стены до стены. Потом что-то этот силуэт увидел на полу и стал рассматривать. Заметила бороду. По общим очертаниям было видно, что это человек. Потом фигура выпрямилась и поплыла дальше. А года два назад, летом, в первом зале, где у нас фарфор, однажды я ощутила резкий холод. Хотя было жарко. После того, как меня обдало ледяным воздушным потоком, я вдруг ощутила неприятный тухлый запах. Тлеющая трава? Какой-то кладбищенский запах. Шлейф этого запаха рассеялся через час примерно. Наши охранники раньше рассказывали про скрип полов ночью, открывание-закрывание дверей. Сама я скрипа половиц не слышала, но когда спускаюсь по делам в подвал очень неприятное ощущение испытываю. Как-будто кто-то на тебя смотрит. Еще однажды вечером мы услышали очень страшный грохот. Словно упал гигантский шкаф, или статуя. Но шум был такой, что упасть как минимум должен был питерский «Медный всадник». С охранником и еще одной сотрудницей пошли искать, источник грохота и что упало. Прошли все залы, этажи, служебные помещения и не обнаружили ничего! Это было прошлым летом».

Еще один музейный сторож рассказал о непонятных проплывающих светящихся шарах, которые он изредка наблюдает на мониторах камер наблюдения. 

Если раньше ночные шаги, шорохи, скрипы и стоны ночные сторожа наблюдали только в старинной части музея, в особняке, то последние два года они фиксируются свидетелями и в служебных помещениях нового здания.
Если раньше ночные шаги, шорохи, скрипы и стоны ночные сторожа наблюдали только в старинной части музея, в особняке, то последние два года они фиксируются свидетелями и в служебных помещениях нового здания.

Спросила смотрительниц - почему не сделали копию видеозаписи или хотя бы не сняли телефонами монитор с  перемещениями сущности. Все в один голос сказали: «Какой телефон?! Мы в шоке были, поджилки тряслись. Просто оторопь взяла!» 

Это были выходные, а пока очнулись, попросили сторожа еще раз камеру эту показать, там уже шла новая запись… Увы, видео не сохранилось. 

Почему аномальные явления стали проявляться снова? Причем началось это примерно два года назад? Общее напряжение в нашем обществе сейчас достаточно сильное. Пандемия, потом СВО. Отрицательная энергетика всегда притягивает и усиливает аномальные явления.
Хотя лично мне привидение Лаптева кажется добрым. Уборщицу поддержал, не дал женщине спину сломать,  вошел в положение реставратора с собакой, экспозиции не громит, не хулиганит, как полтергейст. Да, вздыхает и стонет, а вы поставьте себя на его место. Какая жизнь - такие вздохи! Такое милое, интеллигентное, практически фамильное музейное привидение. Не понимаю, почему музей не организует ночные экскурсии в особняке? У меня уже есть группа желающих провести ночь в музее. 

В европейских замках и музеях с привидениями ими гордятся и   неплохо на них зарабатывают.
Я была в Чехии на ночной экскурсии «Легенды старой Праги», где нас провели по всем знаковым  местечкам Старого города и поведали массу историй местных призраков - обезглавленных, повешенных, замученных. Рассказали историю Голема и дома Фауста, а закончили экскурсию в Музее привидений. Ни одного обещанного глянцевой рекламой призрака мы не встретили, но с удовольствием прогулялись в сумерках по мощеным пражским улочкам, лелея надежду: «Может быть, в следующий раз…»

Эмилия Завричко, фото автора. 

Читайте нас: