Итак, у Татьяны ситуация аховая. Неходячий отец-инвалид, муж без официального дохода и дочь-школьница. Многие годы они ютились все вместе в одной комнате. Наконец появилась возможность ее выгодно продать, чем они не преминули воспользоваться. И теперь им нужно срочно купить подходящее жилье, в поисках которого участвовали все ее знакомые и друзья. На всякий случай девушка закинула заявку на кредит. Ей одобрили 250 тысяч рублей на пять лет. Да, согласна, немного, но на всякий случай мы будем их держать в уме. Поиски сразу идут в нескольких направлениях.
Квартира в деревянных бараках
Мы нашли сразу пять подходящих предложений в нашем ценовом диапазоне (и даже гораздо дешевле!), начиная от Телецентра и заканчивая Демой, но практически все они отпали один за другим. Причины разные: аварийность жилья, печное отопление, отсутствие коммуникаций, газа. Самой обидной показалась… труднодоступность самого дома. Барак, к которому можно пройти лишь по извилистой тропке, передвигаясь по ней как горная козочка, вряд ли можно воспринимать серьезно семье с инвалидом.
Интересной нам показалась трехкомнатная квартира в деревянном бараке на улице Подвойского за 1,15 млн., а также двухкомнатная на Жуковского за 1,3 млн. рублей площадью 40 квадратов. Обе благоустроенные и с хорошим ремонтом. Последнюю отдают даже с мебелью и техникой. Вот только сами дома, увы и ах, выглядят не ахти. Дом на Подвойского с такой старой крышей, что на нее смотреть без слез невозможно. Конечно, покупая такое жилье, людям остается надеяться только на предстоящий снос. Вот только рассчитывать на наши городские власти и застройщиков, как показывает жизнь, особенно не приходится. Даже нахождение в программе сноса не гарантирует реального расселения подчас не только в ближайшие пять-десять лет, но и, порой, 20-30 лет.
Если и раньше в Уфе было очень тяжело найти готовые недорогие апартаменты, то теперь их, кроме демских (улица Крайняя 2 «В») и вовсе нет. Их весомый плюс – относительная дешевизна по сравнению со среднерыночной ценой обычного жилья. Небольшие «однушки» продавались около 700 тысяч рублей, десятиметровые студии за 490 тыс. рублей. Их вполне можно было купить по соседству и объединить в двухкомнатную квартиру.
Впрочем, скоро в Уфе будет гораздо больше недорогих апартаментов. Запускаются сразу несколько проектов, один из которых – жилой комплекс «IDEЯ» за Горсоветом. Здесь жилые студии формата «Мое первое жилье» площадью от 18 квадратов продаются по цене от 1,1 млн. рублей.
Но мы апартаменты, как вариант полноценного жилья, рассматривать не стали. Новостройки нам неинтересны, потому что мы ищем только готовое жилье. Во-вторых, нас не устраивает площадь и цена. В-третьих, в апартаментах нельзя прописаться, что для Татьяны крайне важно. В-четвертых, в них значительно дороже коммуналка и это тоже нельзя сбрасывать со счетов.
От этих экстремальных вариантов мы сразу отказались, несмотря на целый ряд привлекательных по цене предложений. Причина одна – в снежные зимы даже самые близлежащие дачи становятся труднодоступными, а вызывать скорую помощь больному, увы, приходится часто. Еще одна немаловажная причина – при сносах уфимских дачных товариществ гарантированы долгие судебные процессы. Фирмы-застройщики практически никогда в добровольном порядке не выплачивают реальную рыночную стоимость капитальных построек.
От строящихся квартир нам также пришлось отказаться – сразу и бесповоротно. И это несмотря на то, что сейчас особенно много вполне доступного жилья – в Затоне, Деме, где «однушки» можно купить за 1,1-1,2 млн рублей. Третий трест недавно начал активно рекламировать жилой комплекс «Республика», где студии размером 25 квадратов стоят 1,27 млн рублей, а «евродвушки» - 1,7 млн рублей. Причина проста. Во-первых, слишком велик риск вляпаться в долгострой, во-вторых, мы ищем жилье подешевле и попросторнее.
Лично я при моей неуемной тяге к строительству, наверное, остановилась бы на таком варианте. Купила б маленький участок с ветхим домом на слом с уже подключенными коммуникациями, возвела рядом новый, а старый снесла. Я для Татьяны такой быстро приглядела: участок в 2 сотки на Телецентре с хибаркой на слом за 450 тысяч рублей. Согласитесь, за 700 тысяч рублей вполне можно поставить небольшой дом. Однако это мое предложение особого энтузиазма у уфимки не вызвало. Как оказалось, вгрызаться в стройку ей не хочется вообще. Ну что ж, хозяин-барин, ищем дальше.
Нам удалось отыскать сразу три подходящие квартиры в Шакше по 1,25 миллиона в панельных домах. Просторные, со всеми удобствами, с железобетонными перекрытиями. Но и эти варианты для Тани оказались неподходящими. Конечно, если работаешь в центре Уфы, мотаться каждый день по таким пробкам на другой конец города никому не хочется.
Таун-хаус или маленький домик
Так может быть, нам удастся найти готовый небольшой домик или, на худой конец, полдома за миллион? И это нам удалось! В Деме мы отыскали небольшой, симпатичный деревянный домик за 1 млн. рублей. Со всеми коммуникациями и даже газом. Однако больше всего девушку привлекли новые таун-хаусы из керамзитоблоков в Нижегородке за 1,2 млн. рублей. Двухэтажные, со всеми удобствами и в получистовой отделке. Единственный минус – они были крайне неказисты на вид и практически не имели прилегающей к дому земли. Однако эти недостатки вполне компенсировались площадью в 45 квадратов, на которой вполне могла разместиться семья из четырех человек. Наши поиски практически завершены. Они лишний раз доказали, что нет ничего невозможного, главное было бы желание решить наболевший вопрос. Осталось дело за малым: зарегистрировать сделку, сделать ремонт и упаковать чемоданы.
Мне остается сказать самое главное. В наших поисках жилья серьезным ограничителем «скорости» стали органы опеки и попечительства. Если ребенок был собственником продаваемых метров, то при покупке новых, по закону, вы не должны ухудшать его жилищных условий. Иначе орган опеки может сделку просто не одобрить.