– Рустэм Закиевич, международная акция «Ночь музеев» в последние годы набрала обороты, стала очень массовой – не только в городах, но и в районах республики. Однако каждый год в акции участвуют одни и те же музеи, программы становятся схожими. В Уфе мало музеев, посвящённых выдающимся личностям. Как Вы считаете, какие ещё интересные музеи в нашем городе, республике можно было бы организовать?
– Если говорить об Уфе, то мы имеем весь набор музеев – классических, современных, патриотических. Но в республике ощущается определённая нехватка такого рода культурных очагов.
Поэтому, например, около заповедника «Шульган-Таш» мы начинаем строительство музея Каповой пещеры (Шульган-Таша). Это будет совершенно новый и, надеюсь, интересный формат – музей в заповеднике. Там будут представлены модель Каповой пещеры и копии наскальных рисунков.
Это позволит защитить от большого нашествия посетителей саму пещеру. Думаю, пара-тройка лет пройдёт, пока мы этот музей откроем. На него необходимо порядка 500-700 млн рублей, но эту работу надо сделать.
Не хватает, на мой взгляд, Музея современного искусства. И такая работа запланирована – хотим года через два иметь на территории «ВДНХ-Экспо» постоянно действующую экспозицию работ современных авторов. Надеюсь, она тоже будет востребована.
В целом, чтобы заполнить недостающие ниши, раз в два года проходит такое замечательное событие, как «Арт-Уфа». В этом году в июне начнёт работать эта выставка, будет представлено большинство наших художников. И не только художников, но и скульпторов.
12 июня мы откроем новый Музей российской истории. Всё будет представлено в современном виде: там будет интерактивный формат – 3D-инсталляции, экраны. В 25 городах России одновременно идёт работа по созданию таких музеев, а первыми в Российской Федерации открываем его мы.
Мне кажется, в целом наша культурная, музейная жизнь очень насыщенна. И гнаться просто за количеством музеев не нужно. Я изредка бываю в будние дни в музеях – они практически не многолюдны, нет посетителей. В праздники и в выходные – много людей, а в будни нет. Нам нужно большее количество посетителей музеев. Будет спрос, будут и предложения, новые музеи.
– В 2019 году республике предстоит отметить вековой юбилей выдающегося писателя Мустая Карима. Его имя широко известно не только в России, но и на всём пространстве бывшего СССР. Его музей мог бы стать одним из интереснейших мест, в том числе привлекающим туристов. Известно, что проект музея уже давно существует. Как продвигается работа по его созданию?
– Для увековечения памяти Мустая Карима уже сделано немало. В Уфе сравнительно недавно открыт памятник поэту, величественный и значимый, и эта площадь хорошо украсила город.
По музею в Кляшево мы пока обсуждаем варианты строительства. Хотелось бы, чтобы в этой работе участвовали в том числе и спонсоры. Только за счёт бюджета тяжеловато решать весь набор вопросов. Ещё раз нужно смотреть, в каком формате должен быть этот музей. Не просто дом, не просто экспонаты. Может быть, это будет экспозиция с интерактивным представлением творчества поэта. Надо посмотреть что-то такое интересное. Концепции пока нет. Просто деревенский дом и утварь – сегодня это уже неинтересно.
Мы понимаем, что надо менять формат и по-другому подойти к представлению деятельности Мустая Карима, его жизни. Это непросто, надо думать. Не хотелось бы подходить формально: что-то сделать, отчитаться и успокоиться. В крайнем случае можно подождать лишние три-пять лет, но создать нечто запоминающееся, фундаментальное.
– Музейным работникам приходится всё больше креативить, организуя интересные программы. А между тем зарплата музейных работников остаётся одной из самых низких. Какие меры предпринимаются по поддержке этой категории работников культуры?
– Зарплата – слабое место работников культуры. Я об этом говорю с большим сожалением. В меру своих сил мы пытаемся исправить ситуацию. Три-четыре года назад зарплата была совсем мизерной – семь-восемь тысяч рублей в месяц. И сегодня цифры не высоки, хотя и удвоились. У чиновников от культуры доходы более или менее поднялись, а в музеях, конечно, сотрудники получают очень мало.
С другой стороны, надо создавать креатив, привлекать людей, ведь от выручки культурных учреждений зависит заработная плата. Конечно, мы обязательно будем повышать заработную плату.
Ко мне обращаются и артисты наших ведущих театров – там тоже невысокая заработная плата, поэтому наши актёры, певцы, музыканты вынуждены подрабатывать. Плохо, но государство пока не может дать на культуру значительно больше ресурсов. Мы будем стараться, чтобы ситуация стала меняться к лучшему. Я оптимист в этой части.
– Какой из уфимских музеев является Вашим любимым? Творчество кого из башкирских художников Вам наиболее близко?
– Изобразительное искусство Башкортостана, конечно, находится на очень высоком уровне. Наши художники востребованы в мире: и предыдущее поколение, и действующее. Если говорить о классиках, то это Ахмат Лутфуллин, Рашит Нурмухаметов, Борис Домашников – значимые и широко известные художники. Мне всегда радостно видеть их работы. Из современных мастеров я бы не стал никого выделять, потому что мне нравятся очень многие. Я достаточно часто бываю в галереях, когда появляются новые выставки. Хочу сказать, что работы крепкие, профессиональные, с пониманием того, что происходит вокруг нас.
Башкирская художественная школа находится на очень высоком уровне, поэтому заслуживает самых добрых, лестных слов. Выставки работ наших художников в Москве, Петербурге, за рубежом всегда привлекают зрителя. Это очень здорово.
– Событием 2016 года стало открытие скульптурной аллеи в рамках проекта ArtTerria на улице Ленина в Уфе. Проект делала творческая группа галереи «Мирас». Появятся ли ещё в Уфе подобные аллеи?
– Мы надеемся на это, и такие предложения, безусловно, есть. Только надо определяться с финансами, ресурсами – это всегда достаточно дорого.
Уфу скульпторы любят, и я думаю, что у нас ещё будут такие красивые уголки, и не только в Уфе. В Стерлитамаке есть замечательные уличные скульптуры. Мы смотрим сегодня, как украсить Салават, Учалы, Нефтекамск, Октябрьский, Сибай – там тоже появляются уличные скульптуры. В любом городе, да и в сельских районах нашей республики создаются интересные места для отдыха, красивые аллеи.
С самых первых дней своей работы я просил глав администраций городов и районов обратить внимание на уличные композиции, на формирование зон отдыха, где можно гулять, и прежде всего с детьми. Сегодня вижу, что хорошее движение в этом направлении есть. Наши города и населённые пункты становятся симпатичнее. Не всё сразу получается, порой не хватает ресурсов, но в целом, когда есть желание сделать окружающий мир немного красивее, то этого всегда можно достичь.