Все новости
Важно
24 Октября 2017, 16:39

Как уберечься от квартирных рейдеров

Черные риэлторы есть в каждом регионе России. География их преступной деятельности чрезвычайно обширна. Фактически везде, где люди продают недвижимость, существует риск стать жертвой квартирных рейдеров. Юридический сайт 9111.ru рассказал, как работают мошенники и как их судят, есть ли «черный список» риэлторов.

Угрозы, побои и подставная пенсионерка
Один из самых громких процессов, посвященных преступной деятельности черных риэлтеров, завершился весной 2017 года в Москве. Преступную банду организовал бывший полицейский Евгений Макаров. До 2011 года он работал участковым в ОВД московского района Щукино, а после увольнения открыл риэлтерское агентство, которое специализировалось на купле-продаже долей квартир. В команду рейдеров входили юрист, пенсионерка и несколько жителей Северо-Кавказского региона. На пожилую женщину оформлялись доли в квартирах, но вселялась в них не бабушка божий одуванчик, а грозного вида жители Чечни, которые угрожали, а иногда и избивали других собственников жилья.
Например, в 2014 году в квартире на улице Судакова, в которой Мария Ермакова проживала с отцом-пенсионером, появились двое мужчин северокавказской наружности. Оказалось, что родная тетя Ермаковой продала свою долю в квартире и жить в ней на законных основаниях стали двое чеченцев. «Черный риэлтор» Макаров предлагал Марии продать ему свою долю за 1 млн рублей или выкупить у него его долю, но уже за 4 млн. В противном случае гости из кавказской республики остались бы жить с женщиной и ее отцом. В итоге Ермакова сбежала из дома, а полиция вмешалась в ситуацию лишь через девять месяцев после начала конфликта.
Аналогичные сценарии Макаров реализовал с другими квартирами в столице, доли которых принадлежали разным людям. В некоторых случаях рейдеры применяли насилие. Дело банды черных риэлтеров Макарова стало первым, которое довели до суда и в котором применили статью 179 УК РФ («Принуждение к сделке»). Бывшего полицейского суд приговорил к 9 годам колонии, юрист получила шесть лет, пенсионерка - три года условно. Четверым жителям Чечни суд назначил от 4,5 до 7 лет колонии.
Полицейский и мошенники

Сотрудники правоохранительных органов нередко оказываются замешаны в квартирном рейдерстве. Так, в сентябре дошло до суда уголовное дело против четырех жителей Северной столицы, которые проводили махинации с квартирами. В числе обвиняемых участковый оперуполномоченный. По версии следствия, банда черных риэлторов незаконно приобретала квартиры, являющиеся выморочным имуществом. Затем они проводили фиктивные сделки с целью придать недвижимости законный статус, а уже после продавали ее ничего не подозревающим людям.
Подделывали документы
В начале октября в суд в Пермском крае ушло дело банды черных риэлтеров, которые лишили жилья 20 собственников. Преступную схему разработал профессиональный риэлтор. На протяжении 2015 и 2016 годов злоумышленники находили квартиры собственников, которые умерли от асоциального образа жизни или у которых не было родственников. С помощью фальшивых документов черные риэлторы оформляли недвижимость на подставных людей. В итоге квартир лишились 20 законных наследников, а сумма ущерба составила почти 25 млн рублей.
Продавали и убивали

Порой квартирные рейдеры используют не только угрозы и фальшивые документы, но и не гнушаются совершать более жестокие преступления. Осенью 2017 года суд во Владимирской области вынес приговор банде черных риэлтеров, члены которой убили двоих человек. Костяк банды составляли супруги. Они находили одиноких людей, часто страдающих алкоголизмом, продавали их квартиры, полученные деньги присваивали себе, а затем запугивали своих жертв. Злоумышленники обманули 7 человек, двоих женщин они убили из опасений, что те обратятся в полицию. Трупы преступники закопали в лесу. Оба супруга, а также их сообщник, приговорены к длительным срокам лишения свободы.
Пирамида черных риэлторов
Темная история произошла в августе 2017 года в подмосковной Балашихе. Там мужчина заколол ножом женщину, которая пришла к нему домой с требованием выехать из квартиры. По информации СМИ, семья Яремчуков стала жертвой мошенников: планировали взять кредит, но вместо кредитного договора подписали договор купли-продажи четырехкомнатной квартиры. Во время процесса суд занял сторону риэлтора, которой в итоге и стала принадлежать квартира. Женщина в очередной раз приехала в Балашиху, чтобы потребовать освободить жилплощадь, а глава обманутого семейства, находящийся в состоянии алкогольного опьянения, ударил ее ножом в шею. Пострадавшая скончалась на месте. Позже выяснилось, что на убитую, которая являлась многодетной матерью, было зарегистрировано 25 (!) объектов недвижимости. Правозащитники уверены, что женщина была лишь пешкой в чьих-то руках, однако вывести на чистую воду тех, кто стоял за ней, пока не удалось. Они же отмечают, что суд при вынесении приговора встал на сторону многодетной матери и даже не попытался разобраться в истинной подоплеке истории.
В «Общественном комитете по защите от квартирного рейдерства» говорят, что любая микрофинансовая организация на поверку может оказаться лишь ширмой, за которой скрываются черные риэлторы. Человек приходит за займом, а в итоге лишается жилья. Более того, затем своей жертве злоумышленники предлагают заработать на другую недвижимость. Многие от безысходности соглашаются и оказываются вовлеченными в целые пирамиды, занимающиеся квартирным рейдерством.
Существует ли «черный список» риэлторов?

Борьбу с черными риэлторами в Москве, Санкт-Петербурге и других городах ведут не только правоохранительные органы, но и общественные организации. В предыдущей главе уже был упомянут Комитет по защите от квартирного рейдерства. Есть и другие общественные инициативы. Горячая линия для пострадавших от квартирных мошенников работает в Москве в рамках пилотного проекта «народный антирейдер». При все при этом «черный список» риэлторов не существует и не может существовать. Мошенники постоянно меняют вывески, чтобы как раз в эти «черные списки» агентств недвижимости и риэлторов не попадать.
По материалам сайта 9111.ru подготовила Мила Михайловская.
Читайте нас: