Сейчас, чтобы узнать данные геолокации, нужно получить разрешение суда. Это приводит к потере времени при поиске пропавших детей. Законопроект, принятый Госдумой в первом чтении 10 января, позволяет существенно ускорить розыскные работы. Инициативу поддерживает МВД, Генпрокуратура, Следственный комитет и волонтёрские организации.
Законопроект разработан группой депутатов во главе с вице-спикером Ириной Яровой. Они предлагают внести изменения в Закон «Об оперативно-розыскной деятельности», дав правоохранительным органам более широкие полномочия в вопросах поиска детей. По словам депутата, современные технологии должны работать в сфере обеспечения безопасности, и особенно в области розыска детей.
— За последние пять лет в России искали 40 тысяч несовершеннолетних, из них 13,5 тысячи — малолетние дети. В 2017 году было подано восемь тысяч заявлений об исчезновении детей, 40 процентов которых касаются малолетних, — сказала Яровая. В первом квартале 2018 года потерялись две с половиной тысячи детей. Из всего количества уголовных дел о розыске граждан 10 процентов касаются поиска несовершеннолетних.
В деле спасения потерявшихся детей имеют значение часы и даже минуты. Но при этом, чтобы получить информацию о местонахождении ребёнка по данным мобильного телефона или планшета, полицейским нужно получить разрешение суда, что приводит к существенной потере времени. Законопроект предлагает дать полиции право запрашивать информацию о геолокации на основании заявления родителей, опекунов или законных представителей ребёнка.
Ирина Яровая уточнила, что руководитель органа полиции должен вынести постановление о начале розыска по данным геолокации и уведомить об этом суд в течение 24 часов. 48 часов даётся правоохранителям, чтобы принять решение о продлении оперативно-разыскных мероприятий или об их прекращении. В законопроекте указано, что если мобильный телефон оформлен на третье лицо, то нужно получить согласие этого человека на получение данных о геолокации.
Сообщество добровольцев, участвующих в розыске, поддерживает инициативу. По словам руководителя Ассоциации волонтёрских организаций «Поиск пропавших детей» Дмитрия Второва, она значительно упрощает работу полиции и волонтёров.
— Сейчас, чтобы начать процедуру получения данных о геолокации, требуется достаточно долгое время, — отметил Второв в комментарии «Парламентской газете». — Не всегда решение суда положительное, а если ребёнок потерялся в воскресенье, то правоохранительные органы теряют сутки, так как по выходным суд не работает.