Все новости
Важно
4 Июня 2019, 11:45

Ад Улу-Теляка глазами очевидцев: организация эвакуации и спасения

Сегодня Россия с горечью и печалью отмечает тридцатилетие крупнейшей на ее территории и самой страшной железнодорожной катастрофы, которая произошла на перегоне Аша - Улу-Теляк. "Молодежка" продолжает цикл публикаций о роковой трагедии. Мощный взрыв газа, образовавшегося в результате аварии на проходившем рядом трубопроводе, произошел в момент встречного прохождения двух пассажирских поездов № 211 "Новосибирск - Адлер" и № 212 "Адлер - Новосибирск» и унес тогда сотни жизней и еще сотни людей оставил инвалидами. Медики Башкирии сделали все возможное для спасения людей из ада катастрофы. Своими личными воспоминаниями поделились врачи реанимации, психологи, Михаил Калинин, который организовывал работу Скорой помощи. Сегодня о 4 июня 1989 года расскажет один из главных организаторов эвакуации и спасения людей Борис Сочилов.

Борис Сочилов, заслуженный врач РБ,

в 1989 г. работал заместителем министра здравоохранения по гражданской обороне и мобилизационной работе БАССР,

за организацию спасательных работ в Улу-Теляке награжден "Орденом Почета".



В Улу-Теляк я прибыл через два часа после взрыва. Что интересно: во всех окнах горел свет, но народа на улицах не было, люди боялись выходить. Столб пламени был метров на двести. И полыхала та гигантская "свечка" часов десять, пока не выгорел весь скопившийся в низине газ. Мы в течение получаса не могли определить причину взрыва, пока не прибежали три обожженных солдата, пассажиры этого поезда. Они то и объяснили нам, что столкнулись два поезда, погибло много людей.


Я решил подготовить место для оказания первой помощи. Рядом была участковая больница, из которой я быстренько выписал всех больных. Люди с пониманием отнеслись к чрезвычайной ситуации, оделись и ушли. Поток больных становился все больше, и мы тогда развернули полевой госпиталь в спортзале школы-интерната неподалеку. Разложили спортивные маты, на которые клали больных и оказывали первую помощь. От эпицентра места катастрофы было напрямую примерно семь километров. Чудом сохранилась железнодорожная ветка, по которой и поступали на вокзал больные, откуда их привозили в участковую больницу и спортзал школы. Там метров двести до вокзала всего, рядом совсем. Линия для электропоезда была обесточена, но машинист электровоза Сергей Столяров, набрав на платформу пострадавших, смог под уклоном доехать до нас, сэкономив ценное время. Этот герой спас много жизней. Он тоже был впоследствии награжден.


Особенно остро в память врезался громадный поток больных в обожженной одежде. Причем окровавленные, раненные люди идут и молчат. Это одно из проявлений глубокого шока.

Я попросил местных жителей принести воду, при ожогах необходимо много пить. В огромном количестве в больницу несли компоты, соки, воду...

Еще одна сложность возникла с обезболивающими лекарствами. У нас в медицине, чтобы сделать одну инъекцию наркотического препарата, врач Скорой помощи должен заполнить специальный лист на эту ампулу. Бюрократические проволочки раздражали и крали драгоценное время. И сегодня ситуация не изменилась. В случае массовых катастроф нет форс-мажора в правилах заполнения сопроводительных документов. Сейчас еще наркоконтроль следит за всеми препаратами, каждую использованную ампулу нужно сдавать...

Я взял на себя тогда риск в приказном порядке заставить делать обезболивание без заполнения листов. Приказал заполнить их потом.


Под утро прилетели вертолеты из вертолетного училища, на которых мы продолжили эвакуацию пострадавших из больницы в Иглино.

Из Улу-Теляка мы эвакуировали только на нашем спецтранспорте.


Еще бы хотел добавить о бывшей вертолетной площадке за Госцирком, откуда Скорые развозили людей по больницам. Сейчас идет полемика журналистов, что не нужно было ее застраивать, что город лишился вертолетной площадки для экстренных случаев... Но есть планы, где для таких чрезвычайных ситуаций предназначены ипподром "Акбузат" для Южной части города и территория стадиона "Строитель" в Черниковке. Тем более, сейчас есть сотовая связь для четкой организации распределения спецтранспорта.


Читайте нас: