Несколько лет назад Госдума РФ приняла закон. Собак убивать теперь нельзя - их нужно ловить, перевозить и держать в хороших условиях, прививать, стерилизовать и выпускать туда, где поймали. В итоге убивать собак перестали, а отлавливать их в нужных объемах никто не начал. В результате только в 2020 году в Башкирии 9381 человека покусали собаки, из них более 2000 – это дети до 14 лет. Из общего числа пострадавших 12 человек получили повреждения от животных, у которых лабораторно установлено бешенство.
По мнению Руфины Шагаповой, депутата Госсобрания-Курултая РБ, принятый закон оказался очень сложным в реализации для субъектов. Самая главная причина - закон федеральный, но спущен он субъектам без федеральных денег. И это главная проблема. Потому что закон требует наличие приютов в населенных пунктах, а их нет. И по самым минимальным подсчетам, проведенным с ветеринарной службой, республика не справится с этими огромными цифрами, необходимыми для их создания. Бюджет республики не сможет выделить деньги на строительство приютов.
Второй очень важный момент. Почему на улицах такое количество безнадзорных животных? Откуда они взялись? Они не только создают угрозу людям, но и сами страдают, бродят голодные и холодные, постоянно подвергаются жестокому обращению. Как прекратить бесконечное пополнение армии безнадзорных животных? В закон об ответственном обращении с животными нет самого главного - ответственности человека! В закон нужно внести поправки, которые касаются обязательной идентификации животных. Тогда будет известно, кто выбросил животное на улицу! Если это безобидное животное, то владельцу будут грозить штрафы, если же оно стало виновником ЧП с серьезными последствиями - уголовная статья. Ведь в Учалинской трагедии из 8 собак большая часть были хозяйскими. Данные мониторинга показывают, что в тех деревнях, где на улицах нет собак – там просто жестко штрафуют владельцев. Это работает.
Еще одна мера, которая может повлиять на сложившуюся ситуацию с безнадзорными животными – это установление налога на породистых животных и тем самым поощрение на государственном уровне «усыновления» животных из приютов. Ведь даже если животное туда попало, содержаться в нем пожизненно – бесперспективно и безрадостно. Собаке нужен хозяин, его забота, свой дом, служба…Нужно сделать так, чтобы люди забирали животных из приютов.
По мнению Руфины Шагаповой, под кураторством зоозащитников и волонтеров, под государственным контролем можно организовывать заповедники, куда помещать животных после стерилизации и вакцинации и уже оттуда их устраивать. Это действенный шаг, направленный на то, чтобы освободить улицы от бродячих собак.
Адвокат Булат Сафин считает, что недоработки есть в Постановлении Правительства Башкирии. К примеру, в пункт 2.4. сказано, что заявление на отлов животных подаются в специализированную организацию, согласно приложению к этому постановлению или по телефону и подлежат обязательной регистрации в журнале этой организации. Но ведь если обычный человек видит на улице перед собой агрессивное животное, между ним и администрацией должно быть ноль препятствий, чтобы он мог об этом сообщить. Почему люди должны изыскивать телефон спецорганизации и звонить туда? Она не несет никакой ответственности за то, что собака на улице кого-то покусала. И судебная практика, и закон говорят о том, что отвечают за все органы местного самоуправления. Необходим какой-то единый телефон и порядок взаимодействия между этими операторами и органами местного самоуправления.
Пожалуй, единственный город в Башкирии, где удалось наладить работу с безнадзорными животными, это Октябрьский. Здесь создано муниципальное бюджетное учреждение, которое осуществляет отлов бездомных животных, выделено помещение для муниципального приюта для животных, волонтерский приют и пункты временной передержки животных. Весь город собирает деньги, чтобы покупать еду для собак. В городе много зоозащитников. По их словам, главная причина того, что все получилось – это отношение властей в проблеме. В Октябрьском власти заинтересованы в ее решении и всячески содействуют зоозащитникам.
Ирина Абрамова, председатель комиссии Общественной палаты РБ считает, что нужен симбиоз волонтеров и государства, бизнеса, гражданских активистов и всех неравнодушных.
Что касается желающих использовать госконтракт, то их практически нет. По словам коммерсантов, условия работы по нему очень сложные и практически ничего невозможно заработать.
Это подтверждает и председатель Общественной палаты Ростислав Мурзагулов. По его словам, деньги, которые страна выделяет, не осваиваются, потому что слишком много чего животным надо обеспечить, нет выгоды, бизнес берётся неохотно. Но сдаваться нельзя. Спасает наше традиционное ручное управление. Там, где глава района или города любит и собак и людей - все решается. Как в Октябрьском и ещё в 8-ми муниципалитетах. Главы потихоньку дали зоозащитникам помещения, открыли МУПики, отлавливающие собак, контролируют, где есть агрессивные своры, обучают детей и взрослых, как уйти от опасности...
Будем это внедрять повсеместно и контролировать. И если ещё кто-то погибнет - какой бы ни был плохой закон, это будет уже вина каждого из нас...