Все новости
Важно
21 Сентября 2021, 02:29

Скулшутинг в Перми: нужно ли поднимать возрастной ценз для владения огнестрельным оружием? Комментарий психиатра

Трагедия в Перми повергла Россию в шок. Ведь совсем недавно мы соболезновали Казани, искали причины массового убийства там школьников и учителей юным подонком, задавали сами себе два извечных русских вопроса "Кто виноват?" и "Что делать?" и не находили на них ответов. А в это самое время еще один преисполненный злобы и ненависти восемнадцатилетний мизантроп вынашивал планы убийства как можно большего числа людей.

Вчера во время стрельбы в Пермском госуниверситете погибли шесть человек в возрасте от восемнадцати до шестидесяти шести лет, 28 человек ранены. Девять из них находятся в тяжелом состоянии. 

Страшно, что у этого явления появился даже свой термин - скулшутинг. Что в переводе с английского означает «школьная стрельба». США занимают первое место в мире по расстрелам школьников.  Одним из самых громких был расстрел в старшей школе "Колумбайн"  в Колорадо.  Во вторник 20 апреля 1999-го два ученика этой школы расстреляли на ее территории  13 человек и оба покончили с собой, доведя таким образом число жертв до 15. Почему больше всего таких расстрелов происходит в США? Там владение огнестрельным оружием менее ограничено законом. В Японии более строгое законодательство, но и там есть случаи скулшутинга. В ход идет холодное оружие. Правда, и жертв значительно меньше.

 А самое крупное за всю историю США массовое убийство в школе произошло 18 мая 1927 года в городе Бат штата Мичиган. Тогда в результате взрыва самодельного устройства погибли 44 человека (38 учеников младших классов и 6 взрослых) и пострадали около 58 человек. Большинство жертв - ученики 2-6 классов, дети от 7 до 14 лет. Местный фермер, участник школьного совета, так отомстил за понесенные при строительстве школы убытки. 

Но в США были случаи, когда вооруженные студенты или школьники предотвращали массовые убийства, стреляя в нападавших из своего оружия. Именно поэтому в США решили не изменять законодательство по владению огнестрельным оружием. Чтобы агрессорам можно было дать отпор. 

Но у нас это не пройдет. Вряд ли школьники и студенты будут носить на занятия оружие на случай нападения. Усилить безопасность? У нас и так в университеты и школы без нужных документов или пропусков не просочишься. Я, например, договорилась об интервью в одной из уфимских школ и ждала на вахте со строгими охранниками, пока за мной не спустится преподаватель. Не помог даже звонок директора. Точно так же с трудом проходила на территорию УГНТУ и УГАТУ. Пропускные пункты все больше становятся похожи на неприступные бастионы. Задерживают там, увы, в основном нормальных посетителей. Ведь у пермского стрелка были и студенческий билет, и четкий план проникновения. По свидетельствам очевидцев, он убил охранника. Обжегшись на молоке, мы все сильнее будем дуть на воду, но стрелки по-прежнему будут находить бреши в безопасности учебных заведений. 

Учитывая последние трагедии в России, когда молодые люди, дождавшись совершеннолетия, тут же начинают оформлять документы для покупки оружия, стоит задуматься - может, повысить возрастной ценз для владения слишком опасными взрослыми игрушками? Лет до тридцати минимум. Вам страсть как не терпится начать ходить на охоту? Удовлетворяйте свою пылкую страсть к убийствам в тире или начните с рыбалки. Хотя, конечно, все идет из головы. Мерзкие мысли, зависть, ненависть, злоба... Голову надо лечить в первую очередь. Мы попросили прокомментировать вчерашние драматические события в Перми психиатра с огромным стажем работы.

КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА

Елизавета Вайман, заслуженный врач РБ:

- Трудно сейчас, сразу после случившегося, оценить с точки зрения психиатра или психолога  потрясшие своей жестокостью и бесчеловечностью действия пермского студента. Судя по описанию его действий очевидцами и по довольно подробному письму, которое, как  сообщается в интернете, он оставил перед тем, как совершить  эту дикую агрессию, это были не случайные импульсивные действия, не насилие, совершенное в состоянии аффекта.

 Действовал «пермский стрелок» планомерно, продуманно, сообразно своим, несомненно  болезненным, переживаниям. Насколько болезненным - будут решать судебные психиатры-эксперты. 

Пока, мне кажется, можно только предположить, что речь идёт о патологическом развитии личности, при котором на основе первоначальных личностных свойств, под воздействием длительных  или часто повторяющихся психотравмирующих факторов, формируется склонность к деструктивному поведению, совершению агрессивных действий. В подобных случаях количество накапливаемой  внутренней агрессии постепенно приводит к появлению доминирующих идей, сопряженных с насилием.   А потом может  случиться то, что случилось в Перми, спустя всего полгода после похожей трагедии в Казани. И это не единичные случаи школьного и студенческого насилия,  выраженного в той или иной степени.  Исследования  ситуаций в школьной и студенческой среде (особенно среди первокурсников), связанных с насилием или феноменом буллинга и  моббинга, проводимые  как в России, так и в ряде стран Европы, дают сходные результаты, хорошо сформулированные также в отчёте американского проекта «Safe school initiative». Авторы приходят к выводу, что важным фактором появления школьного и студенческого насилия с использованием оружия является его доступность, а также социальное отторжение возможного агрессора со стороны сверстников. Кроме того, в большинстве случаев  окружающие не уделяют достаточного внимания проявлениям намерений и планов инициаторов насилия с использованием оружия, мотивируя это тем, что открытых угроз не было. 

Порой агрессия принимает характер аутоагрессии и лишь позднее выплёскивается на других. И тот, кто казался жертвой, становится жестоким насильником.  Подобные выводы и ещё много других факторов (демографических, социальных и личностных характеристик) должны учитываться при разработке школьных и студенческих профилактических мер и превентивных программ. Именно такие программы должны противостоять девиантогенному влиянию (тоже новый термин, рожденный неразборчивостью, порой преступной, современных масс медиа) средств массовой информации.

Автор:Эмилия Завричко
Читайте нас: