Все новости
Важно
9 Марта 2022, 18:46

Династия врачей Хунафиных: "Не мыслим себя без работы"

В этом году профессорская семья Хунафиных отмечает красивый юбилей – 60-летие супружеской жизни.

Журналист «Молодежки» решила наведаться в гости к основателям известной в Башкирии врачебной династии, чтобы из первых уст узнать секреты их семейного счастья и долголетия.

Сосватал на выпускном

Несмотря на свой почтенный возраст - Саубану Нурлыгаяновичу 84, а Дине Халимовне 83 года - супруги до сих пор преподают в БГМУ. Ведь благодаря активному и здоровому образу жизни, который они ведут всю свою жизнь, они прекрасно себя чувствуют!

Супруги Хунафины идут рука об руку 60 лет!
Супруги Хунафины идут рука об руку 60 лет!

- Что мотивирует вас до сих пор работать? – удивляюсь я. – Многие мечтают поскорее уйти на пенсию, чтобы именно не работать, а вы, наоборот, даже и не думаете о покое.

- Мы из того поколения людей, которое, пройдя через множество жизненных трудностей, просто не можем сидеть без дела, - объясняет Дина Халимовна. - Мы трудились всю жизнь и просто не представляем себя без работы. Наш общий трудовой стаж с мужем составляет свыше 122 лет.     

Со своим будущим мужем Дина познакомилась во время учебы в БГМУ (тогда он назывался БГМИ) в общежитии №3. Саубан был физруком, он каждый день проводил студентам утренние физзарядки. Девушка, будучи активисткой студкома, постоянно проверяла, как моются полы в коридоре, и поддерживается чистота в комнатах. Молодые люди часто пересекались в общежитии, и вскоре Саубан обратил внимание, что Дина, едва завидев его, краснела, а когда он с ней заговаривал, то стеснительно опускала глаза. И так как самому парню девушка очень понравилась, он начал оказывать ей знаки внимания. Вскоре Саубан окончил вуз и уехал работать хирургом по распределению в Шаранский район. Девушка была на два курса младше и продолжала в вузе грызть гранит науки. Когда через два года БГМУ окончила и Дина, Саубан, с приказом о его назначении главврачом Иглинского района, приехал на ее выпускной, чтобы сделать возлюбленной предложение. Получив согласие, парень поехал свататься к ее маме в Нуримановский район, где она работала в лесхозе (Хазяр Мингазовна была единственной в Башкирии женщиной-лесничим и за свою трудовую жизнь успела поработать в нескольких районах республики). Повидавшая жизнь женщина, глядя на счастливые глаза молодых, со спокойным сердцем благословила Дину и Саубана.

Молодожены Хунафины. 1962 год.
Молодожены Хунафины. 1962 год.

Жили прямо в больнице

Справив свадьбу в Уфе, молодожены уехали в Иглинский район. Дина Халимовна устроилась инфекционистом в Иглинскую райбольницу, которую возглавил ее муж. Бытовые и рабочие условия были очень тяжелые. Медицинское учреждение отапливалось дровами, канализации и водопровода не было. Жить приходилось прямо в больнице, так как жилья молодым специалистам не дали. Саубан Нурлыгаянович не только работал главврачом, но и продолжал оперировать, часто выполнял обязанности борт-хирурга при вылетах санитарной авиации в соседний Нуримановский район, когда туда не могли выехать борт-хирурги из РКБ им.Куватова. Нагрузка, как он признается, была большой. Выдержать ее помогала хорошая физическая форма, в которой мужчина находился. Здесь нужно сделать одно лирическое отступление.

В отличие от Дины, которая была единственной дочерью у мамы, Саубан рос в многодетной семье. Он был восьмым ребенком у своих родителей, а всего их было 9. Их отец умер в годы войны, подхватив воспаление легких, и мама одна тянула семью. Саубану пришлось рано повзрослеть. Он научился плести лапти, которые потом на рынке обменивались на муку. Летом трудился в колхозе, чтобы побольше заработать трудодней, на которые давали продукты и сено. В старших классах Саубан учился в Резяповской средней школе Чекмагушевского района, находившейся в 9 километрах от его родной деревни Ново-Каръявды, в которой тогда была только семилетка. Каждый день старшеклассникам, чтобы попасть в школу и потом домой, приходилось преодолевать по 18 километров. Пару раз Саубану по дороге попадались волки, чьи зеленые глаза, светящиеся в темноте, долго потом преследовали его во сне. В медуниверситете парень серьезно увлекся лыжными гонками и фехтованием, выступал на городских и республиканских соревнованиях, где занимал призовые места, получил 1 взрослый разряд. Занимался физкультурой он и потом. Именно хорошая физическая форма и крепкое здоровье позволили Саубану Нурлыгаяновичу так долго работать хирургом, выдерживая большие нагрузки. Он оперировал до 77 лет, показывая редкий пример трудового долголетия!

С мечтой о небе

- А что вас вообще подтолкнуло идти в медицину? У вас же в семье до этого не было врачей? – спрашиваю я у профессора Хунафина.

- Я мечтал стать летчиком, - вспоминает Саубан Нурлыгаянович. - Но однажды, уже после скоропостижной смерти отца, стало плохо нашей маме. Мне пришлось верхом на коне скакать в Резяповскую ампулаторию за врачом и потом уже вместе с ним возвращаться обратно, став свидетелем того, как быстро и уверенно действовал медик. Этот случай перевернул всю мою жизнь. Я осознал, что жизнь самых близких и дорогих людей, порой, зависит только от того, есть ли рядом врач, и успеет ли он быстро поставить правильный диагноз и оказать неотложную помощь. Причем, это было не только мое решение. Старшие сестры на семейном совете сказали: Саубан, ты хорошо знаешь химию и биологию, тебе обязательно надо поступать в медицинский институт. Я так и сделал. И до сих пор об этом не жалею.

Мне всегда везло на хороших педагогов, - продолжает рассказывать Хунафин. - Одним из моих учителей в вузе был известный хирург и государственный деятель Башкирии Имам-Гали Галимович Кадыров. Его лекции отличались глубиной материала, он щедро делился с нами своим хирургическим опытом, не стеснялся рассказывать об ошибках, допущенных при диагностике и лечении больных, чтобы мы на них учились и не повторяли. На его лекциях стояла тишина, так внимательно мы его слушали, внимая каждому слову. Он был замечательный диагност. Мог диагностировать тяжелые патологии органов брюшной полости, когда пальпировал живот больных. (Тогда не было современного оборудования.) Сейчас это звучит совершенно немыслимо, но мне, студенту-четверокурснику, посчастливилось дважды ассистировать Кадырову при операциях. В первом случае он удалял гидронефрозно измененную почку женщине 70 лет. Вторую операцию проводил вместе с профессором Л.П.Крайзельбурдом. Я крепко держал крючки, стоя у операционного стола. После продолжительной операции Кадыров меня спросил, кем я хочу стать после окончания вуза, а, услышав мой ответ, пообещал «будешь хирургом». В 2019 году отремонтированному общежитию №3 БГМУ было присвоено имя профессора И-Г.Г.Кадырова. 

И еще об одном удивительном факте, который, конечно же, красноречивее всего характеризует уровень образования в его родном районе, рассказал мне Хунафин. Щедрая чекмагушевская земля дала стране 13 докторов наук, профессоров, которые работали или продолжают трудиться в БГМУ, внося свой достойный вклад в развитие медицины. Ни один другой район Башкирии не может этим похвастать. Конечно, нужно отметить, что в Чекмагушевском районе не только хорошие учителя, но и старательные и целеустремленные ученики, которые мотивированы на получение знаний и дальнейшую самореализацию в выбранной ими профессии.

К слову, в том, что настоящий ученый никогда не перестает учиться и самосовершенствоваться, я могла лично убедиться, побывав в гостях у Хунафиных. Вся их квартира просто завалена книгами, учебниками и рукописями. Они лежат на всех поверхностях, что есть в квартире: на шкафах, столах, стульях. Без книг Хунафины себя просто не мыслят.

«Жизнь и здоровье пациента - важнее всего»

- Говорят, что у каждого врача есть свое маленькое кладбище. У вас оно есть? – спрашиваю у Хунафина.

- Есть, - тяжело вздыхает Саубан Нурлыгаянович. – И самое обидное, что пациенты у меня и моих коллег погибали не только из-за врачебных ошибок, хотя, конечно, и они бывали, но и из-за того плачевного состояния, в котором тогда находились медучреждения в районах республики:  этого нет, того нет, узких специалистов постоянно не хватает, не говоря уже про лекарственное обеспечение. Медицина финансировалась по остаточному принципу. Чтобы провести водопровод, центральное отопление, канализацию в Иглинскую районную больницу, отремонтировать лечебные корпуса приходилось привлекать шефские предприятия. Я, будучи главврачом, за нарушение финансового режима получил 5 выговоров! Но для меня важнее всего была жизнь и здоровье пациентов, поэтому я ни о чем не жалею. И я до последнего старался изменить ту систему, в которой работал. У меня на хирургическом столе умер 9-летний мальчик, которого нечаянно, двигаясь задним ходом, задавил машиной собственный отец. Я не смог его спасти, потому что сломанная кость пробила крупную артерию, и пока я до нее добрался, он уже истек кровью. Мы влили ему всю кровь, что имелась на тот момент в больнице (тогда районам ее мало поставляли), но кровопотеря была слишком стремительной. У нас с женой до сих пор в ушах стоит плач, который стоял в операционной, когда его привезли: «Дяденька, спаси меня!». Да-да, супруга помогала мне во время той операции, так как в больнице тогда не было анестезиолога, поэтому ей пришлось вводить ребенку наркоз через маску Эсмарка.

Хунафин тяжело переносил такие потери. Ведь он был не только хирургом, но и главным врачом, а, значит, должен был проявлять чудеса изворотливости и пробивные способности, стараясь обеспечить больницу всем необходимым. Для понимания вопроса. Это сейчас практически любые лекарства (кроме, пожалуй, психотропных и наркосодержащих) и медоборудование можно свободно купить, были бы деньги. Раньше в СССР, во времена плановой экономики, это было нереально. Поэтому, далеко не все в плане материального обеспечения медучреждений зависело от главврачей.

Эхо Улу-теляка 

В 1989 году в БГМУ, где тогда преподавал Хунафин, совмещая педагогику с работой хирурга, была создана кафедра скорой помощи и медицины катастроф. Это произошло вскоре после крупной техногенной катастрофы под Улу-теляком. Возглавил новую кафедру профессор, доктор медицинских наук Саубан Хунафин. Одновременно его избрали деканом факультета усовершенствования врачей, а в 1997 году, когда факультет был преобразован в институт последипломного образования, он его возглавил.

Под непосредственным руководством Хунафина было защищено 28 кандидатских диссертаций. Он опубликовал более 1060 работ, получил 83 патента РФ на изобретения и полезные модели. Хунафин – хирург высшей категории, заслуженный врач РБ и РФ, заслуженный изобретатель РФ, заслуженный работник высшей школы РФ, академик РАЕН, МТА, РАЕ, лауреат Госпремии РБ в области науки и техники, награжден «Золотым скальпелем» в 2004 и 2015 годах, учрежденным Ассоциацией хирургов РБ, орденом «Салавата Юлаева», медалями имени В.И.Вернадского и Нобеля - этот список можно продолжать долго. Одной из последних разработок кафедры медицины скорой помощи и катастроф стала уникальная сетка-кровать, которую применяют для временного размещения пострадавших с обширными ожогами. Эти кровати, получившие изобретательский патент, позволяют снизить степень инфицирования ран, уменьшить осложнения и сократить сроки лечения. Их уже успешно применяют в ожоговом отделении ГКБ №18 г.Уфы. Кафедра активно сотрудничает с НИИ Скорой помощи им. Н.В.Склифосовского (Москва), НИИ Скорой помощи им. И.И. Джанелизе (Санкт-Петербург), Национальным медцентром хирургии им.Вишневского (Москва), региональными ожоговыми центрами Самары, Саратова, Казани и другими медучреждениями страны.

Вместе по жизни

Супруга Хунафина, как и полагается верной жене, всюду следовала за мужем. Когда молодая семья медиков с двумя маленькими детьми перебралась в Уфу, Дина Халимовна возглавила инфекционное отделение ГКБ №13 г.Уфы, а с 1984 по 2012 год, став доцентом, руководила кафедрой инфекционных болезней БГМУ.

- Если бы не помощь моей мамы, конечно, я вряд ли смогла так реализоваться в профессии, - рассказывает Дина Халимовна. – Как только родился наш старший сын Марат, мама уволилась и приехала нам помогать с внуком. Вначале с Маратом, а потом и с нашим младшеньким Айратом. С нами мама прожила всю жизнь, до своего 102-летия. Она была нашим надежным тылом, который прикрывал нас, пока мы работали.

Вслед за мужем Дина Халимовна защитила вначале кандидатскую, а затем и докторскую диссертацию, посвятив ее геморрагической лихорадке с почечным синдромом. Так как наш регион является активным природным очагом мышиной лихорадки, то пациентов у нее всегда хватало, особенно весной и летом. Среди них были не только чиновники, но и первые лица республики, которые в полной мере могли оценить ее профессионализм. Под руководством профессора Хунафиной защищено 4 докторских и 20 кандидатских диссертаций. Она – академик РАЕ, имеет 4 патента на изобретения, является автором и соавтором 9 монографий и 69 методических пособий, опубликовала свыше 900 научных трудов.

Дина Халимовна со своими студентами.
Дина Халимовна со своими студентами.

По родительскому пути

Оба сына Хунафиных пошли по следам своих родителей, став врачами. Марат Саубанович, как и его отец, хирург высшей категории, защитил кандидатскую и докторскую диссертацию. Сейчас он возглавляет кафедру медицины скорой помощи и катастроф ИДПО БГМУ на базе ГКБ №18 г.Уфы, руководителем которой когда-то был его отец. Его супруга Альфия Анваровна тоже медик, она врач-физиотерапевт. Трудовая династия Хунафиных продолжается уже в третьем поколении. Азат, младший сын Марата Саубановича и Альфии Анваровны  – студент 4 курса БГМУ. И лишь их старший сын Булат решил пойти совершенно в другую сферу. Он, окончив магистратуру, стал юристом.

Младший сын Хунафиных - Айрат Саубанович, как и его старший брат, тоже с красным дипломом закончил БГМУ, работал хирургом в больнице №6, затем главным хирургом Управления здравоохранения администрации Уфы, защитил кандидатскую диссертацию. Сейчас он заместитель начальника отдела ведомственного контроля Минздрава РБ. Его жена Рима Ишмуратовна работает старшей медсестрой в клинике БГМУ.

Айрат Саубанович со своей супругой Римой Ишмуратовной и сыном Ильнаром.
Айрат Саубанович со своей супругой Римой Ишмуратовной и сыном Ильнаром.

Их единственный сын Ильнар – студент второго курса лечебного факультета БГМУ. Помимо учебы, Ильнар увлечен бальными танцами, является мастером спорта, в его копилке множество наград конкурсов самого разного уровня.

Церемония награждения конкурса трудовых династий.
Церемония награждения конкурса трудовых династий.

В 2019 году большая и дружная семья Хунафиных приняла участие в конкурсе трудовых династий РБ, организованном Министерством семьи, труда и социальной защиты населения РБ, где заняли третье место в номинации «Старейшая династия». Что интересно – третье место в этом же конкурсе в номинации «За эффективную работу» заняла семья медиков Галеевых-Гайсиных, связанная с Хунафиными тесными родственными узами. Династия Галеевых-Гайсиных – тоже врачи в трех поколениях. Ее основателем является профессор, доктор медицинских наук Марфуга Гайсина, много лет руководившая кафедрой психиатрии и наркологии БГМИ. Ее дочь Елена Рафаэловна тоже профессор кафедры психиатрии и наркологии, а ее дочь Алина работает врачом в РКБ им. Г.Г.Куватова. Алина Айратовна  - родная внучка профессоров Хунафиных, она продолжает славные традиции своих бабушек и дедушек.

Внуки Хунафиных.
Внуки Хунафиных.

Славная история большой и дружной семьи Хунафиных и вписана золотыми буквами в «Летопись достижений к столетию Республики Башкортостан». И заслуженно!

Присоединяйтесь к обсуждению в наших группах: Telegram, ВК, ОК.

Автор:Людмила Кашапова
Читайте нас: