Все новости
Важно
7 Октября 2022, 19:03

Сложная промышленность: настоящее легкой промышленности обсудили в Уфе на форуме «Легпром»

В рамках форума прошел круглый стол «Традиции и современные процессы в индустрии моды и легкой промышленности». Его участниками стали эксперты из городов Башкортостана, Москвы, Санкт-Петербурга. Поучаствовали в работе и студенты.

Открывая круглый стол, директор Института экосистем бизнеса и креативных индустрий УГНТУ Наталья Солодилова отметила, что конференция особенно значима, поскольку сегодня возрастает роль лёгкой промышленности. Открываются широкие возможности для повышения конкурентоспособности и ипортозамещения, эти задачи поддерживаются мерами государства. Спикер призвала коллег к консолидации усилий.

Психология в моде 

В режиме онлайн к разговору присоединилась Наталья Гордиенко, доцент кафедры туристского бизнеса, директор Лаборатории психологии и коммуникаций в сфере моды Санкт-Петербургского Государственного университета Промышленных Технологий и Дизайна. Эксперт остановилась на психологических аспектах подготовки специалистов сферы моды. По словам спикера, психологическая наука, к сожалению, недостаточно представлена в учебном процессе студентов, осваивающих специальности в сфере моды. Хотя анализ кейсов дизайнеров показывает, что даже имея большой потенциал, но не владея пониманием психологии, можно совершить ошибки и просчеты. Среди ключевых трудностей Наталья Гордиенко назвала коммуникативные проблемы –нередко будущий дизайнер не имеет опыта взаимодействия со специалистами в области, например, рекламы и PR, дизайна. Сталкивается с трудностями ведения деловой беседы. Неуверенно пользуется технологиями общения и убеждения, самопрезентации, не владеет навыками командной работы, ощущает нехватку психологических знаний в области креативности и специфики креативности. Нечеткое понимание психологических и культурных особенностей своей целевой аудитории приводит к плохим продажам коллекций в случае с дизайнерами.

– Хотелось бы отметить, что подготовка профессионалов в сфере моды должна включать не только узкоспециальные компетенции, но и ряд важнейших психологических знаний, умений, навыков, без которых сложно состояться в будущей  профессии. Для решения этих задач в  2018 году в нашем университете была создана Лаборатория психологии и коммуникаций в сфере моды. Наша деятельность направлена на подготовку специалистов с учетом современных требований.

Готовь осеннее весной 

Ильвира Герцовская, предприниматель, собственница нескольких магазинов и сети салонов в Уфе, в своем выступлении остановилась на вопросе взаимодействии байеров с дизайнерами.

Говоря о возможности для молодых дизайнеров широко заявить о себе, спикер упомянула Московскую неделю моды. В этом году в рамках мероприятия работал шоурум российских дизайнеров, где можно было бесплатно выставить коллекции. Туда приехали более 240 байеров не только из разных регионов, но и из разных стран. Башкирию в шоуруме успешно представила Светлана Ручкина и ее бренд Soulful. По мнению эксперта, легкая промышленность на самом деле промышленность «достаточно сложная». Ильвира Герцовская также рассказала о частых проблемах во взаимодействии байеров и дизайнеров.

- Во-первых, байеры еще весной сделали отборки на осень, то есть ещё весной у дизайнеров должны были быть отшитые экземпляры осенней коллекции, чтобы показать, что планируется выпускать в сезон. Дизайнер получает определенные заказы и уже знает, в каком объёме нужно покупать ткани, какие модели нужны – это очень удобно. Но от дизайнера требуется работать в срок и думать наперед. Сегодня, потеряв поставщиков из других стран, продавцы готовы больше внимания уделять нашим специалистам, дизайнерам, производственникам. Но продавцам нужны адекватные ответы на вопросы: какая себестоимость у изделия, какая у него будет маржинальность, какой будет оптовая цена? Мы часто сталкиваемся с тем, что дизайнеры не могут правильно рассчитать цену, в результате байер не может изделия закупить, потому что даже исходная цена уже достаточно высока. Неумение рассчитать экономику порой приводит к тому, что через несколько лет дизайнер просто перегорает, потому что не видит денег. Еще один из важных вопросов – понимание своей аудитории. Исходя из этого, выбирается крой, ткань и так далее. Важно также понимать, за сколько дизайнер может произвести ту или иную коллекцию в нужном объёме. Например, дизайнер взял какой-то серьезный объем, а его нужно отшить к определенному сроку, а если опоздать на 2-3 недели, не попадешь в сезон, и кто купит, к примеру, тренчи? Важно также работать с пониманием производственных мощностей. Потому что порой байеры сталкиваются с ситуацией: дизайнер отшил маленькую партию, а остальное отдал, допустим, на аутсорс. Тут возникает момент, когда демонстрационные модели хорошего качества и байер делает закупку, а в сезон приходят экземпляры, отшитые уже в другом месте, и качество заметно хуже или не совпадает фурнитура, нитки не те. В таком случае у байера есть все основания вернуть эти изделия и потребовать возврата денежной суммы.

От безудержного потребления к безвредному

О перспективах использования текстильных отходов говорила доцент кафедры «Технология и конструирование одежды» УГНТУ Ружена Каюмова. Эксперт отметила, что мы живем в эпоху быстрой моды и безудержного потребления.

– Численность населения земного шара составляет около 8 миллиардов человек. Эксперты подсчитали, что на это количество производится 150 миллиардов предметов одежды, а используется из них только 80 миллиардов. Вопрос, а куда деваются остальные 70 миллиардов? Оседают шкафах, зависают на полках и так или иначе пополняют свалки.

Попадает на свалки не только одежда, но и отходы, которые возникают на каждой стадии ее изготовления: производства волокон, пряжи нитей, раскроя, пошива. Кроме перечисленных отходов, есть и более дорогостоящее сырье: кожевенные отходы, отходы натурального меха. Ружена Каюмова рассказала, что есть определённый опыт работы с кожевенными отходами.

- В своё время у нас был разработан и запатентован способ изготовления композиционного материала, в котором удалось объединить эластичность и формоустойчивость. Так появились бретели, которые заменили корректоры осанки. Нужное давление мы получили, варьируя параметры настрачивания полосок из натуральных кожи на эластичную основу, - рассказала спикер.

По словам Ружены Каюмовой, уже подана заявка на еще один композиционный материал, который состоит из основы - прозрачного покрытия и армирующего наполняющего слоя из мелких текстильных отходов, которые могут соединяться разными способами.

Еще один вариант – остатки джинсовой ткани, которые можно использовать для изготовления верхней одежды, и необязательно для цельного изделия, но как вставки или детали. Это могут быть чехлы для ноутбука, сумки-шоперы.

Тему переработки использованной одежды продолжила студентка 3 курса УГНТУ Светлана Штейникова. Она представила социсследование по проблеме организации сбора и переработки одежды.

-  Чтобы изучить эту проблему был проведен социологический опрос, и в качестве метода был использован опрос с помощью гугл-формы. С мая по сентябрь 2022 мы опросили 30 311 человек. В анкету было включено 29 вопросов. На вопрос «вредит ли одежда экологии» более половины опрошенных - 53 процента - ответили утвердительно.

Спикер рассказала, что опрошенные демонстрировали разумный подход к составлению гардероба: чаще респонденты предпочитают покупать одежду с учетом сочетания с другими вещами гардероба и обращают внимание на качество изделий. Респонденты отметили, что неиспользуемую одежду отдают родственникам или оставляют в шкафу. При этом 88% опрошенных готовы сдавать текстильные отходы в пункты приема. По мнению экспертов, полученные данные могут помочь в разработке проекта по организации сбора и переработки использованной одежды, так как на данный момент в России таких пунктов практически нет.

Модератор круглого стола директор Института «Артье» УГНТУ Ольга Сайфутдинова поделилась с участниками круглого стола радостной новостью: благодаря руководству вуза на кафедре «Технология и конструирование одежды» появился 3D сканер, что дает возможность обучать студентов на более высоком уровне. Работу новинки представила Наталья Ханбекова, инженер-исследователь кафедры. Она рассказала о возможностях виртуального проектирования одежды. По словам Натальи Ханбековой, до 2025 года в Уфе откроются две цифровые фабрики и 5 кибер-ателье. Создав цифровой аватар, оборудование позволит предложить изделие точно для конкретной фигуры, виртуально выбрать цвет, примерить модель, отрегулировать длину и ширину, точно «посадить» одежду на фигуру, и только потом отшить. Тем самым избежать экологических отходов.

Красиво, но дорого…

Тему современных технологических подходов создания декоративных фактур на швейных изделиях подняла Елена Кирсанова, директор Открытого института РГУ им. А.Н. Косыгина, профессор кафедры Материаловедения и товарной экспертизы РГУ им. А.Н. Косыгина (Москва).

- Россия настолько большая страна, настолько своеобразная и самобытная, с богатым культурным наследием. Уникальные кружевные промыслы, вышивальные промыслы, пуховые платки – вещи, о которых знает каждый.

По словам эксперта, веками предметы народного промысла выполняются вручную, они уникальны, но трудоемки и дорогостоящи. При этом технологический процесс не стоит на месте, совершенствуются прядильные, ткацкие, вышивальные машины.

- Возникает вопрос, насколько оборудование восприимчиво, чтобы усовершенствовать приемы работы в традиционных и народных видах.

Эксперт отметила, что традиционная японская вышивка Сашико сейчас доступна к исполнению на вышивальных машинах. И такие изделия пользуются интересом. Для того, чтобы перевести рукоделие в машинный режим, потребовалось математически проанализировать стежки и создать программу для машины. Оборудование получилось дорогостоящим, но изделия с такой вышивкой уже вошли в коллекции дизайнеров.

По словам спикера, в России отзывы потенциальных покупателей изделий, при создании которых применяются народные промыслы, говорят о том, что людям изделия очень нравятся, но от покупки они отказываются, потому что «очень дорого».

- Вот эта фраза меня насторожила. Нужно выяснить, а что же у нас является дорогим? В наших традиционных ремеслах за счёт чего возникает такая дороговизна? Если в материалах – значит, нужно смотреть, какие материалы можно использовать и как применять технологические процессы, – отметила Елена Кирсанова. 

Народные промыслы самобытны и уникальны, трудоемкость процесса определяет их высокую стоимость, но в то же время делает их доступными только для ограниченного ряда покупателей. К тому же, такие уникальные вещи приобретают некую «музейную» принадлежность и не могут быть использованы в каждодневной носке.

Выполнять такую работу на машинах возможно только с утратой «красоты, от которой захватывает дух», но машины вполне позволят использовать элементы декора, имитировать народные мотивы, и сделать это направление интересным для покупателей. Осовременить и посмотреть на промыслы свежим взглядом, сохраняя традиции народного костюма.

Искать себя и свою аудиторию

На связь из Москвы вышел Роман Ефремов, президент, председатель Ассоциации «Недели Mоды», основатель проекта «Календарь Модных событий». Он остановился на вопросах, с которыми сталкиваются молодые дизайнеры в новых реалиях.

По словам эксперта, сегодня меняются потребительские предпочтения людей.

- Нужно признать, что в данный момент одежда не является товаром приоритетным для покупки. Это может вызвать у молодых дизайнеров некую обеспокоенность в отношении будущей профессии. Но в точки зрения в целом ситуации на рынке, мы видим, что свыше тысячи брендов в разных категориях товаров ушли с российского рынка. Несмотря на снижение покупательской способности населения, всё равно ёмкость рынка большая. Дизайнеры, которые уже имеют опыт создания качественных коллекций, знающие систему работы с производствами, способные отшивать коллекции – они востребованы, у них очень хорошие продажи.

Что делать молодым?  Я бы посоветовал заняться созданием команды. Многие дизайнеры, имеющие творческие находки, талант к созданию одежды, считают, что этого уже достаточно и они самостоятельно смогут преодолеть трудности и выйти на рынок, завоевать покупателя. На практике это, конечно, не так. Тяжело в одном человеке соединить компетенции экономиста, маркетолога, начальника производства, конструктора, технолога, дизайнера. А если мы говорим о масштабировании, желании завоёвывать рынок, то команда это всё-таки не один и не два человека. Команды больших брендов, которые мы знаем, исчисляются сотнями людей. Нужно создавать команду, учиться презентовать себя и свой товар, продвигать свой товар. Это сложно еще и в связи с тем, что практически полностью изменились каналы продаж. Например, в тех же самых социальных сетях многие бренды не научились работать. Не получается у них выходить на свою аудиторию, её аккумулировать в тех социальных сетях, которые сейчас остались работать. Нужны специалисты, и умение их находить - очень важная интеграционная задача.

Сам дизайнер должен определить свой горизонт, стратегию развития своего бренда, понять, каких задач и целей он хочет добиться в этом году, через год, два, пять. У бренда горизонт планирования должен быть хотя бы десять лет. 

Следующая важная задача – определиться с уникальностью на рынке: чем ты отличаешься от других людей. Спикер отметил, что бренды сейчас производят практически одинаковую базу, трикотажные вещи, которые копируют друг друга. Бренды выбирают очень консервативную стратегию развития и не хотят уходить в дизайн.

Эксперт посоветовал дизайнерам ответить себе на вопрос: что мы делаем, чтобы целевая аудитория увидела вашу одежду, полюбила и стала следовать за нами, а также обратил внимание на различие каналов продвижения и каналов продаж. 

 
Ирина МАРТОВА. 

Читайте нас: