Все новости
Важно
5 Марта 2023, 10:22

«Нюрнберг»: история не прощает незнания

2 марта во всех российских кинотеатрах стартовала премьера художественного фильма «Нюрнберг» режиссера Николая Лебедева, в основу сценария которого легла книга Александра Звягинцева о Нюрнбергском процессе «На веки вечные».

 Проект анонсировался еще с 2018 года, сроки съемок немного отодвинулись из-за пандемии и фильм начали снимать в Праге в апреле 2021 года, потом их перенесли на Мосфильм, где был в натуральную величину (330 квадратных метров!) воссоздан зал судебных заседаний нюрнбергского Дворца Правосудия. Кстати, декорационный комплекс «Зал 600» будет передан московскому парку «Патриот» в качестве музейного экспоната для использования в историко-просветительской работе с посетителями.

 Всероссийская премьера несколько раз отодвигалась, но, наконец то, состоялась 2 марта. Постановочная группа блистала звездными именами: Сергей Безруков (главный обвинитель СССР Роман Руденко), Евгений Миронов (Мигачев), Игорь Петренко (Бабленков)… Да и у режиссера фильма Николая Лебедева за плечами уже были съемки успешных фильмов «Легенда N 17» и «Экипаж». 

Еще над фильмом работал интернациональный коллектив — в картине задействованы профессионалы из России, Австрии, Германии, Великобритании и Франции… Например, Германа Геринга в «Нюрнберге» замечательно сыграл Карстен Норгаард. 
Главные роли исполнили Сергей Кампо (Волгин) и Любовь Аксенова (Лена).

Коротко о сюжете. Разведчик, капитан Игорь Волгин работает переводчиком в комендатуре Берлина после окончания войны. Он пытается найти брата, пропавшего без вести и узнает, что брат, возможно, может находиться в Нюрнберге, где уже вовсю идет подготовка к первому Международномувоенному трибуналу, в котором обвинителями выступали страны-союзники по Антигитлеровской коалиции — СССР, США, Великобритания, Франция. Подсудимыми выступили 24 руководителя Третьего рейха вместе  с главой рейхстага Германом Герингом. 

Волгин просит отправить его переводчиком в составе российской делегации и попадает там в почти детективную любовно-драматическую историю. Он знакомится с русской девушкой Леной, угнанной фашистами работать в Германию. Плюс в городе активизировалось немецкое подполье, хранящее верность идеалам рухнувшего рейха.
Их главная цель - разрушить обвинения Советского государства на процессе.

Фильм достаточно динамичный и держит внимание от начала и до конца. После премьеры прошло всего несколько дней, а на кинофорумах  «диванные эксперты» уже разбирают его по косточкам. Что «у персонажей нет мотиваций, а их поступки вызывают бесконечное число вопросов», что это не историческое кино о процессе, а хилый шпионский полубоевик-полудрама-полудетектив», что «из двух с лишним часов хронометража трибуналу выделяется около 25 минут», что это «почти голливудский фильм и раньше кино о войне снимали лучше», что «любовная сюжетная линия слишком неправдоподобна…» и множество других претензий.

Не соглашусь. Фильм масштабный и эмоционально сильный.  В картине прекрасно воссоздана атмосфера полуразрушенных городов Германии с мрачными руинами  оставшихся после бомбежек стен, блошиными рынками и немецкими «стенами плача», где отчаявшиеся люди клеят объявления о поиске людей, со страшными катакомбами и унылыми квартирами… А в это же самое время несколько десятков сытых и хорошо одетых высокопоставленных нацистов, окруженные кучей адвокатов один за другим нагло отвергают выдвинутые против них обвинения. Оказывается, СССР готовил нападение на Германию, о чем свидетельствовало скопление техники на границе… 

Да, сам судебный процесс занимает не так много экранного времени. Но от тех фактов, которые предъявляет трибуналу Руденко, кровь стынет в жилах даже у обвиняемых. Вот демонстрируется документальная хроника из концлагерей, где фашисты скидывают в рвы горы трупов, больше похожих на скелетов. Суду предъявляются не только документы, фотографии или кинохроника, но и вещественные доказательства. Мыло, сваренное из людей, коллекция вещей, сделанных из выдубленной человеческой кожи с татуировками… 

После просмотра фильма я погрузилась в разные интернет- источники. Читала и про Нюнбергский процесс, и про Геринга, и про внезапное и убийственное для адвокатов нацистов появление на процессе важного свидетеля Паулюса. Его показания стали ключевыми при вынесении приговора. 

 Голливудская лав стори? Не мог советский разведчик полюбить девушку, работающую на фашистов? В реальности и не такие истории случались. Знаменитая дрессировщица тигров Маргарита Назарова, народная артистка СССР, в молодости тоже была угнана на работы в Германию. Сначала служила прислугой в богатом доме, а потом ее «продали» в кабаре. 
А ее муж, дрессировщик Константин Константиновский имел безупречную биографию. Детдомовец, воспитанник Макаренко, до войны работал в НКВД, а потом стал лейтенантом государственной безопасности. Он тренировал собак-комикадзе. Но он не побоялся взять в жены красавицу Маргариту с «позорными пятнами в биографии» и их творческий тандем подарил нам всем шикарную немеркнущую комедию «Полосатый рейс». 

 Лично меня сильно зацепила история брата Волгина, талантливого художника. Мой дядя, студент художественного факультета ушел на фронт в 1942 году. Причем преподаватели Академии прочили ему, как художнику,  блестящее будущее. Служил командиром танка и сгорел с экипажем всего за месяц до великой Победы. И точно так же, как Волгин, мы искали могилу дяди Ильяса и нашли ее в Германии в 1987 году с помощью Красного Креста… Другой дядя попал в плен и прошел ужасы концлагеря.

Я несколько раз бывала в Нюрнберге и видела знаменитое здание, где проходил после войны трибунал. Сейчас это чистенький аккуратный городок с красивыми витринами торговых улочек, над которыми витают  ароматы фирменных нюрнбергских жареных колбасок. Но каждый его коренной житель имеет свою семейную легенду о процессах над фашизмом, ведь имя города стало синонимом справедливого акта возмездия. 

  Война прошла  практически через каждую семью Советского Союза. И нельзя допустить возрождения нацизма. Когда людей делят по национальному признаку и пытаются стереть историческую память. 

Старшее поколение многое, показанное в «Нюрнберге», прекрасно знает по газетным статьям, книгам и фильмам. Мы, родившиеся в СССР, воспитывались на такой литературе, как «Повесть о настоящем человеке» и «Молодая гвардия», по несколько раз смотрели «В бой идут одни старики», сериал «Освобождение», читали статьи-расследования про жену начальника Бухенвальда Ильзу Кох, высматривающую заключенных с затейливыми татуировками, из кожи которых она потом заказывала абажуры, перчатки, переплеты для книг… Но за последние три десятилетия появились молодые люди, которые путаются в датах ВОВ, историю страны и ее героев  знают поверхностно и смотрят совсем другие сериалы. 

 Вот они в фильме «Нюрнберг» могут  открыть много нового для себя. Хотя бы сопоставить страшную статистику людских потерь второй мировой, показанную в финале фильма. Великобритания - 380 000, США- 417 000, СССР -27 000 000…

История не прощает незнания.

Автор:Эмилия Завричко
Читайте нас: