В Беларуси, как нигде, чтят память о войне. Названия улиц и проспектов, памятники и мемориалы, музеи и огромные билборды - везде чествуется великий и священный для белорусов подвиг великой Победы.
Вы знаете, что раньше в Белоруссии было 4 государственных языка? Белорусский, русский, польский и еврейский. По довоенной переписи населения в Белоруссии проживало 53% евреев. Они уничтожались первыми… Евреи умирали от голода и пыток в многочисленных гетто, сжигались в печах концентрационных лагерей. Так же, как русские и белорусы. Унтерменш, недочеловеки, представители низших рас, по мнению нацистов, не имели права на жизнь и должны были быть уничтожены.
В Минске 90% зданий были разрушены до основания. В Витебске из 180000 жителей в живых осталось только 118 человек…Белоруссия первой приняла на себя удар фашисткой Германии. Именно она понесла самые большие человеческие потери… Здесь погиб каждый третий житель. Сотни деревень были стерты с лица земли.
Хатынь, одна из великого кладбища сожженных деревень, стала символом вечной памяти и скорби белорусского народа. Мы съездили на экскурсию в Хатынь, и у всей нашей группы на глазах блестели слезы, а в горле стоял ком. Пепел Хатыни стучит в наши сердца спустя восемьдесят лет после трагедии. Кладбищу деревень и Хатыни в музее тоже отведен отдельный зал.
А на экране мелькают кадры из фильма «Иди и смотри», посвященного Хатыни. Горят факелами люди, автоматные очереди разрезают женщин и детей…
Грандиозный Музей истории Великой Отечественной войны находится на проспекте Победителей, на возвышенности и видно его издалека.
Внимание сразу же цепляет мощная динамика главного фасада здания: пилоны-лучи из нержавеющей стали расходятся мощным взрывом. Они символизируют силу народного гнева и военную мощь, направленную против фашистских оккупантов. А также праздничный салют, который очень похож на знаменитое изображение лучей прожекторов, зажженных в Москве в мае 1945 года в честь Победы, если судить по документальным фотографиям. Трагедия и Победа слились в металле в едином порыве, призывая к миру.
Есть еще «Фасад мира» и «Фасад войны»…
Сверху музей венчает стеклянный купол, точная копия купола Рейхстага. Там, на самом верхнем этаже находится Зал победителей и заканчиваются экскурсии. Зал наполнен светом, синевой неба и особенным праздничным настроением. На стенах высечены имена героев ВОВ.
Все экспозиции очень интересные, насыщенные и познавательные. Впечатляет количество представленной военной техники: танки, пушки, другая техника вплоть до знаменитой Катюши, сверху - наши и вражеские самолеты... Сюжеты многофигурных композиций отражают реальные подвиги и будни фронтовой жизни. Ты вдруг кожей ощущаешь весь ужас первых дней войны: разве могут спасти от многотонной брони танков эти мешки с песком? Куда в бинокль смотрит командир? Чьи зловещие тени появились на горизонте?
За стеклами витрин много фотографий, документов, личных вещей и орденов… В музее нашли отражения как отдельные подвиги, так и знаковые, поворотные сражения. Партизанское движение в Белоруссии имело небывалый размах. Партизаны контролировали целые районы, куда оккупанты боялись заходить.
Несколько залов отведено партизанам.
Что такое «партизанская стрелка»? Это гениальное устройство самородка Шавкулидзе для крушения вражеских эшелонов. То есть партизаны понимали, что железные дороги пригодятся нашей армии, и не только подрывали рельсы, но и прикручивали к ним такие «стрелки». И фашистские составы летели под откос, и рельсы целые. Впечатлило самодельное оружие людей, далеких от инженерного дела. Его изготавливали из всего, что попадалось под руку: труба от велосипеда, коровий рог, детали от машины. И оно стреляло! Страна Кулибиных.
А партизанские школы! Дети писали на бересте, кусках обоев, камешками на досках и даже в самые напряженные для страны времена не прекращали обучение.
Пронзили до мурашек картины Михаила Савицкого, героя Беларуси, народного художника БССР, защищавшего в самом начале войны Севастополь и попавшего в окружение. Михаил Андреевич прошел весь ад немецких концлагерей, финальным этапом которого стал Дахау. Именно там узник 32815 был освобожден. Этим мрачным воспоминаниям он посвятил знаменитую серию картин «Цифры на сердце» (1974–1987).
Узникам концлагерей посвящены и отдельные экспозиции.
В экскурсию не входит десятый зал музея. Он посвящен современникам, героям горячих точек. Афганистан, Мозамбик, Вьетнам, Сирия… Современная форма, обгоревшие документы, награды, полученные зачастую посмертно. А с фотографий смотрят на меня мои ровесники, навсегда оставшиеся молодыми.
Под стеклянным сверкающим синевой весеннего неба куполом Зала Победы проходит генеральная репетиция концерта к 9 мая. Звучат военные песни, и постепенно душа оттаивает. Мы кожей ощущаем великое счастье Победы, к которой наш народ пришел через годы черного горя и нечеловеческих испытаний.