В России принят новый закон о маткапитале
Все новости
Важно
6 Февраля , 18:25

Собачья жизнь: как в Башкирии намерены решать проблемы бездомных животных

Есть буква закона 

В январе в Госсобрании Башкирии обсудили совершенствование республиканского законодательства в сфере обращения с животными без владельцев. Федеральное законодательство изменилось, и полномочия субъектов России в области ответственного обращения с животными расширены. В связи с этим в Башкирии начали работу над концепцией нового республиканского закона.

– В Башкирии около 100 тысяч собак и столько же кошек, не имеющих владельцев, – сообщил Азат Зиганшин, председатель Госкомитета РБ по ветеринарии. – За 11 месяцев 2023 года по поводу укусов собак в медицинские учреждения обратились 5 635 человек, что на 1% больше, чем за этот же период 2022 года. Это фактически 17 укусов в день. И динамика не снижается. Мы выступаем за гуманное отношение к животным. На решение проблемы с безнадзорными животными в республике на протяжении трёх последних лет выделяли по 79 млн рублей в год. За 11 месяцев 2023 года в регионе отловили 17 404 собак и кошек, 92,5% их них стерилизовали, 80,6% возвратили в прежние места обитания, 10,5% отправили в приюты.

Руфина Шагапова, заместитель председателя комитета Госсобрания–Курултая РБ по аграрным вопросам, экологии и природопользованию, считает, что на решение этой проблемы повлияла бы массовая стерилизация домашних собак и кошек, не имеющих племенной ценности. Проводить её, по мнению спикера, следует бесплатно, при финансовой поддержке государства. Процедура недешевая, и многие люди, особенно пожилые, не стерилизуют питомцев из финансовых соображений.

Поддержал эту точку зрения зоозащитник Евгений Матрос. По его мнению, система отлова работает неэффективно. Внимание нужно сосредоточить на стерилизации животных, и средства, выделяемые государством на отлов, перенаправить на стерилизацию, которой могут заниматься не только государственные ветклиники, но и частные.  

– Анализ обращений людей, пострадавших от укусов животных, показал, что многие совершенно не знают, как вести себя в таком случае – в медицинском и правовом плане, – отметила Анна Казак, руководитель Роспотребнадзора по РБ. Спикер рассказала, что эпидрасследование последнего случая смерти от бешенства, который произошел в Башкирии в 2013 году, показало, что зараженный поздно обратился к врачам.

Большое значение, по мнению Анны Казак, имеет информационная работа в области ответственного отношения к животным и их содержания, начинать её нужно с детства. А результатом станет не только формирование ответственного отношения, но и решение многих медицинских и правовых вопросов, связанных с животными.

– Внесение изменений в Федеральный закон «Об ответственном обращении с животными», возможно, было преждевременным, – подчеркнул Нияз Фазылов, министр природопользования и экологии Башкирии. – Они, конечно, вполне справедливы, но для их реализации необходима инфраструктура. Когда мы говорим о стерилизации, отлове, организации приютов, надо понимать, что многие из этих вопросов нельзя решить, поскольку не создана инфраструктура. Поэтому для начала нужно оценить существующую, понять, что еще нужно сделать, а потом говорить о взаимодействии ответственных структур. Ведь за нарушение каких-то нормативных актов предусмотрена мера ответственности, но ее выполнения можно требовать только в случае, если созданы условия. Республиканскую программу следует разработать как можно скорее, – отметил Нияз Фазылов. 

Есть вопросы 

У зоозащитников, которые тоже присутствовали на заседании, вопросов к законодателям и представителям госстурктур было много. Люди, которые непосредственно спасают животных, организовывают приюты, тратят на это свое здоровье, считают, что меры нужно принимать срочно. А властям стоит внимательнее отнестись к контролю выделяемых на эту сферу средств. 

– Почему нет никакого контроля за биркованием собак, отловленных и помещённых в пункты временного содержания, – ПВС? ПВС содержатся на государственные деньги, почему там не проводится чипирование? – задала вопрос зоозащитник Елена Берникова. – Каждый желающий должен иметь возможность отследить судьбу животного с помощью специальной  компьютерной программы. Тогда можно будет понять: где оно было отловлено и где находится в данный момент. Ведь часто собаки, отловленные и помещенные в ПВС, потом снова гуляют по улицам сел и городов, ставятся дикими и нападают на животных, потому что вынуждены выживать и чем-то питаться. 

Зоозащитники подняли и самый важный, острый вопрос: кто контролирует проведение тендеров на отлов и сами пункты содержания животных? Какова участь содержащихся в таких пунктах? Зоозащитников туда не пускают. Хотя к воротам одного из таких приютов волонтеры из сострадания к животным приносят и оставляют еду, поскольку, как говорят, знают, что животные там голодные.

Добровольцы рассказали, что недавно забрали собаку из ПВС «Рекс». По словам зоозащитников, животное выглядело жутко – это был скелет, обтянутый кожей. При этом на содержание животных ПВС получает средства, и немалые. Зоозащитники говорят, что часто собаки, с бирками на ушах, – то есть те, что должны были пройти стерилизацию в ПВС, после выпуска оттуда плодятся вновь… У  зооволонтеров есть ощущение, что многие ПВС, в том виде, в котором они существуют, свои задачи не выполняют. Смущает их и отсутствие контроля за деятельностью ПВС, и непрозрачность выделяемых государством таким пунктам средств. Вызывает вопросы и отношение там к животным. 

По мнению зоозащитников, многие ПВС стали просто источником наживы для их безжалостных владельцев, которые выигрывают тендеры на отлов. А в это же время организаторы частных приютов, существующих на пожертвования неравнодушных людей, спасающие животных 24/7, не могут достучаться до власть имущих. Но таким людям не обойтись без помощи государства: это и земля, выведенная из госугодий, и стройматериалы для постройки вольеров. 

Есть «Надежда»... 

Ольга Быкова, директор приюта для бездомных животных «Дом Надежды», содержит его на пожертвования на территории собственного домовладения. У Ольги сейчас более 200 животных, среди которых многие – инвалиды. Заниматься приютом, по ее словам, Ольга никогда не планировала. Просто однажды соседка нашла в лесу щенка и, зная, что у Ольги есть свои собаки, попросила его забрать. Потом подбросили еще одного, и пошло-поехало… Теперь, слыша лай со двора,  собак Ольге подкидывают не только со всего района, но и привозят из других городов. Недавно Ольгу пригласили выступить на федеральном канале, но «минута славы» не пошла на пользу: ежедневно Ольга стала получать до 30 звонков из разных городов по поводу пристройства животных. После эфира о том, куда можно подбросить собак, узнало больше людей, в то время как благотворителей не прибавилось. Только за новогодние праздники к стенам приюта подкинули 13 щенков, а ведь всех надо кормить, лечить и вакцинировать…

От местных властей Ольге удалось добиться предоставления земельного участка под приют. Но как быть дальше – непонятно. Нужно построить дорогу к приюту, возвести вольеры и ограду, а сборов, которые приют ведёт в соцсетях, едва хватает на прокорм и вакцинацию животных.  

– Мне нужна помощь со строительством приюта, ведь я могу сделать гораздо больше любого отлова и ПВС для этих животных, но без помощи государства мне не справиться, – буквально со слезами на глазах говорит зоозащитница. – Первое, что нужно сделать, – отсыпать 130 метров дороги до приюта. Поскольку рядом с участком находится овраг, из-за которого к приюту не может подъехать ни одна машина, а ведь нужно будет подвозить стройматериалы. На это, по самым скромным подсчетам, нужно около полумиллиона рублей. Дальше нужно строить ограду – еще более 3 миллионов рублей, потом вольеры.  

Да, признает Ольга, средства немалые... Но ведь каждый год республика выделяет на отлов, стерилизацию и содержание животных в ПВС 79 миллионов рублей.

– А эффективность провидимой там работы вызывает большие сомнения, иначе число бездомных животных сокращалось, – считает зоозащитница. – Так, может, лучше хотя бы частично перенаправить средства на организацию хороших частных приютов и дать возможность заниматься ими тем, кто умеет это делать, беззаветно любит животных и болеет за них всей душой?  

... и "Мягкие лапки" 

Еще один приют для бездомных животных – «Мягкие лапки» – находится под Уфой и организован на базе ПВС, который занимается отловом и стерилизаций животных. Как говорит директор приюта Яна Рудковская, у нее просто рука не поднялась выпускать животных, и особенно щенков, обратно в среду обитания. Для некоторых, зачастую самых добрых, доверяющих человеку, – это верная смерть, а какие-то животные могут быть опасными... Так и появился приют, который содержится на те средства, что выделяются на отлов, а также на собственные вложения и пожертвования. На свои средства через торги Яна выкупила здание под приют и провела в нем отопление, и за это предстоит еще долго рассчитывать. В теплых «Мягких лапках» содержится сейчас около пятисот животных. Здесь они живут, здесь их лечат, вакцинируют, оперируют и пристраивают. Ветврач Даниэль делает от 5 до 20 операций в день, а сотрудники приюта выхаживают подопечных. Так, волонтер Надежда только за полгода пристроила более 235 собак и кошек. А «на волю», как это прописано нормативами работы ПВС, после стерилизации и восстановления выпускают только самых диких, тех, которые к человеку не подойдут и привыкли к выживанию без него.  

Яна и все сотрудники приюта убеждены, что для решения проблемы бездомных животных, во-первых, нужно разрушить стереотипы, связанные со стерилизацией. «Собака должна родить», «пусть родятся щенки, мы их раздадим» и тому подобные идеи, по словам Яны Рудковской, как раз и дают огромное количество несчастных собак и кошек, выброшенных на улицу.

– А если не сможешь пристроить всех щенков – что тогда? Если новые владельцы выбросят их, наигравшись? Ты будешь отслеживать дальнейшую судьбу всех десяти щенков и их потомства? – задается вопросами Яна Рудковская. 

Во-вторых, считают в приюте, необходимо как можно скорее ввести бесплатную для владельцев (за государственный счет) стерилизацию собак и кошек, так как сейчас многим проще подбросить щенков или котят в подъезд или на улицу, чем отвезти питомца на дорогостоящую операцию в коммерческую клинику. В таком случае волонтеры готовы сами свозить животное на стерилизацию и вернуть хозяину. Это важно, ведь родившееся, не нужное хозяину потомство окажется под воротами того же приюта, и это в лучшем случае... Если от такой услуги хозяин отказался, и в результате она принесла приплод – волонтеры "Мягких лапок" предлагают штрафовать! 

– Как вариант, можно ввести квоты на бесплатную стерилизацию в частных клиниках. Пусть они будут небольшими, но пусть частники тоже выполняют социальные гарантии и становятся субъектами социально-ответственного бизнеса. Это было бы хорошим подспорьем, – считает ветврач "Мягких лапок". 

Также волонтеры приюта видят решение в электронном чипировании животных, чтобы можно было отслеживать их судьбу. Предлагают разрешить разведение животных только профессиональным заводчикам и питомникам, которые могут подтвердить законность своей деятельности. И не имеют ничего против установки видеонаблюдения в приютах – добросовестным отловщикам скрывать нечего.

– А еще нужно учить людей ответственному отношению к животным, объяснять им, что даже самый хороший приют – не лучшее место для собак или кошек, не говоря уже о том, какая страшная жизнь их ждет на улице или в лесу, – говорит Яна Рудковская. – Сотрудники «Мягких лапок» готовы рассказывать школьникам о том, как живется хвостикам без хозяев, дать им возможность познакомиться и пообщаться с обитателями приюта, погулять с ними, если родители или учителя организуют такие экскурсии.   

По словам волонтера Инны Коптиловой, которая много лет спасает и лечит бездомных собак и кошек, если у человека есть чувство любви и сострадания к животным, то с «этим геном» придется жить, от него не избавиться. Спать спокойно, зная, что где-то рядом страдает живое существо, не получается... Но таких как Инна Коптилова, Яна Рудковская, Ольга Быкова, Елена Берникова не много – не хватит на всех "бездомышей". Чтобы брошенные животные в муках не погибали от голода и болезней на улицах наших городов и поселков, а люди не страдали от нападений их озверевших сородичей, нужны действия, нужны решения, нужны законы!

Вера Печорина 

Фото: животные в приюте "Мягкие лапки". 

Читайте нас: