Ильяс ушел на войну добровольцем с третьего курса ташкентского Института искусств, где он учился на факультете живописи. Оставшиеся и бережно хранимые бабушкой его студенческие работы свидетельствуют о большом потенциале и таланте молодого художника, которому, увы, так и не суждено было реализоваться.
Ильяс окончил курсы танкистов и к 1945 г. уже был командиром Т-34. Солдатские треугольники радостными журавлями летели в родной Ташкент... До Победы оставалось всего-то две недели, как вдруг однажды, вместо очередного письма, бабушка получила казенное извещение, которое скупо сообщало, что ее сын пропал без вести при форсировании реки Одер в Северной Германии...
Как много горя принесло то извещение! Но теплилась надежда - а вдруг он не погиб, а попал в плен, как Хасан? Ведь это не "похоронка"!
И полетели запросы в разные уголки света... Поиски "без вести пропавшего" растянулись аж на сорок лет! И однажды из Красного креста пришло письмо, где рассказывалось, как погиб экипаж танка и где солдаты похоронены. Танк, одним из первых форсировавший Одер и принявший на себя основной огневой удар обороняющегося берега, был подбит. Экипаж сгорел заживо.
800 наших солдат похоронены в братской могиле небольшого немецкого городка Шведт земли Бранденбург. На большой гранитной полукруглой стене мемориала высечены золотыми буквами фамилии, найденные в солдатских медальонах. Русские, украинцы, татары, узбеки, грузины, чехи, поляки... Пробегая глазами списки похороненных, вдруг ясно осознаешь, как дружно жил советский народ, как мужественно отдавал свои жизни за наше светлое будущее.
И какие они все были молодые!
Мы с отцом по приглашению Красного Креста посетили могилу дяди. Ухоженные цветники, аккуратные дорожки, скамеечки...
А ведь до Победы оставалось всего две недели...
На фото: карта захоронений советских воинов в Германии. Земли Берлин и Бранденбург. Посмотрите, как их много, не доживших считанные дни до окончания войны.