Джамиля Халитова, заслуженный работник печати и СМИ РБ, журналист:
— Последние несколько лет почти каждое утро у меня начинается с телефонного звонка, номера которого нет в моей базе, да и его первые цифры ясно показывают, что это не наш регион. Берешь трубку — пустые гудки. Ясно. Это боты проверяют активность абонента. Блокирую и удаляю номер. Если постоянно брать трубку — через несколько дней обязательно будет звонок «из службы безопасности банка», «госуслуг», «следственного комитета» и разных других уважаемых организаций. На днях, например, позвонили из «пенсионного фонда», который уже давно переименован в Социальный фонд России. Тут вежливый молодой человек спалился сразу, на первой фразе. Понимаю, что мошенники, но из любопытства продолжаю разговор. Называет меня по имени-отчеству, втираясь в доверие (это тоже частенько практикуется, наши данные, непонятно откуда слитые, постоянно используются в таких прозвонах), важно сообщает:
— Вам сделан перерасчет и ваша пенсия повышена на две тысячи рублей. Но нужно все официально оформить и подписать, подойти к нам. Когда вам удобно прийти? Я вас запишу на это число.
— О! Целых две тысячи рублей! Записывать не нужно. Я сама приду. Сейчас выхожу!
— Но нужно сначала записаться! Мы только по записи принимаем… (молодой человек, видимо новичок, немного растерян).
— А я уже пришла. К какому окну подойти? (Короткие гудки в трубке).
Что последовало бы, если бы я согласилась на «запись»? По этой схеме обычно просят назвать код, пришедший на СМС (якобы для записи). По нему уже взламывают Госуслуги со всеми вытекающими обстоятельствами.
Тут же звоню по сотовому начальнику отделения Социального фонда РФ Ленинского района. Рассказываю, что от их имени аферисты обзванивают пенсионеров, а ведь кто-нибудь может и клюнуть. Он смеется: «Представляете, и мне два раза звонили, приглашали на «запись» в Фонд. Видимо, ко мне же. И ведь нагло врут о перерасчетах, ловят пожилых на «интерес».
Недавно лежала в больнице. Прихожу в себя после спинального наркоза. Рядом дежурит дочь. Звонит мой телефон — прошу дочь ответить. Она слушает, потом тихо и холодно говорит: «Больше сюда не смейте звонить!» И тут следует серия звонков (больше десяти!), после каждого из которых дочь с рассерженным лицом блокирует номера и стирает коды приходящих СМС. Оказывается, молодой человек, представившись работником Госуслуг, сообщил о пришедшем на мое имя письме. Спросил, куда его перенаправить. И попросил продиктовать код, который сейчас придет. Когда же услышал про приказ больше не звонить, потерял контроль и закричал: «Ты, курица! Я буду звонить столько, сколько посчитаю нужным! Быстро код сказала, овца!» С такой наглостью и хамством преступного инжиниринга мы столкнулись впервые. После десятого звонка дочь взяла трубку, опять выслушала байку про письмо, а на предложение продиктовать код спросила: «Зачем?» Не желающий мириться с поражением хам опять рассказал про письмо и снова получил вопрос «зачем?». После четвертого такого ответа крикнул: «За шифонером» и сам кинул трубку.
Удивительно, но эта история продолжилась и на следующий день. Мне уже позвонила женщина, представившаяся опять работником Госуслуг. Строго спросила, почему мы так некорректно вели вчера разговор с их менеджером. Слушать ее дальше не было сил и я просто выключила телефон.
Мы часто пишем о новых схемах развода, вроде бы все-все знаем о телефонном обмане, но недавно я сама чуть не попалась на очередной развод.
Вечером (я все еще в больнице) приходит по WhatsApp сообщение от сына моей подруги и одноклассника моей дочки с просьбой перевести 20000 рублей до завтра, так как мама не выходит на связь, а ему срочно нужно оплатить посылку. Подруга живет и работает с мужем в другой стране, сын учится в БГМУ. Разные ситуации бывают, поэтому решаю помочь бедному студенту. Спрашиваю: «У тебя к Сбербанку телефон привязан?» «Нет, лучше на счет переведите, пожалуйста!» Тут же мне присылается номер счета.
Захожу в онлайн-банк, ввожу сумму, остается нажать «перевести»… И тут останавливаюсь. А зачем студенту на ночь глядя двадцать тысяч? Живет парень один, родители его хорошо обеспечивают, уж не с наркотиками ли он связался?
Решаю написать подруге, все ли у них нормально и можно ли перевести сыну деньги?
Мгновенно приходит ответ: «Ничего не переводи! Его вотс ап взломали. Мы сейчас решаем вопрос» Тут уже в нашей переписке бесследно пропадает номер счета и появляется надпись: «Меня взломали! Деньги переводить не нужно!» Эта же надпись появляется и в статусе Павла.
Многие люди сейчас просто не отвечают на незнакомые номера. Мошенники не опускают руки и продолжают свою деятельность в соцсетях…
Продолжение следует.
«Молодежная газета» приглашает всех неравнодушных делиться личными историями, связанными с киберпреступлениями. Самые интересные из них мы обязательно опубликуем.
Ведущая цикла Эмилия Завричко.