Денис Патраев стал одним из пяти студентов, который прошел в программу стажировки в Межвузовском центре искусственного интеллекта. Денис учится на третьем курсе Уфимского государственного нефтяного технического университета, он изучает цифровые технологии и защиту информации. Как только молодой человек узнал, что появилась возможность не только изучать искусственный интеллект, но и применить знания в этой области на практике, он принял решение поучаствовать. Два этапа отбора определили лучших из тридцати желающих.
«Один из преподавателей сообщил, что есть такой отбор, посоветовал сходить. Я пошел, в целом для любого молодого человека, заинтересованного в IT, искусственный интеллект – это очень интересная тема. В отборе была игра, web-приложение, нужно было написать код, создать определенный алгоритм поведения персонажа, чтобы он собирал ресурсы и нес их на свою базу. Кто написал наиболее эффективный алгоритм и был выше в таблице лидеров, тот и побеждал. Мне не было очень сложно, у меня был опыт в программировании», - отмечает Денис.
Стажировку молодой человек воспринимает с большим энтузиазмом и ждет интересных задач. Пока же он и другие студенты занимаются разметкой данных для обучения искусственного интеллекта распознавать электрические схемы. А в дальнейшем студентам предстоит участвовать в разработке и оптимизации алгоритмов, которые автоматизируют управление производством и учёт данных в режиме реального времени.
Руководитель проекта, директор по развитию компании "Лексема" Егор Мешков рассказывает, что программа, в которой участвует Денис, часть реализации государственного гранта, результатом которого должно стать создание модели искусственного интеллекта. Такое решение смогло бы упростить современные производственные процессы – от получения тендера до повышения эффективности работы предприятия.
"На момент получения гранта мы ставили перед собой амбициозные задачи, но не всегда понимали, как их решать. Тогда работа с языковыми моделями и отдача от них были очень низкими. Сейчас произошел качественный скачок в этом плане. Раньше никто толком и запросы писать не умел. А на сегодняшний день сам этот запрос больше напоминает программный код. И модели скакнули в развитии, и люди научились с ними правильно работать. Язык общения между ИИ-моделями и специалистами начинает сближаться, таким образом результат становится более качественным", - отмечает Егор Мешков.
Свою роль сыграл и технический прогресс. Руководитель Центра искусственного интеллекта Андрей Вдовин вспоминает, что несколько десятилетий назад о подобном взаимодействии с нейросетевыми моделями можно было только мечтать:
"Раньше производственные мощности не позволяли так напрямую, так быстро интерактивно общаться с ИИ. Я учился на кафедре АСУ в Авиационном институте, там преподавал Ислам Юсупович Юсупов, апологет российской науки по теме искусственного интеллекта. Но тогда мощности не позволяли общаться с нейросетевой моделью".
Старт работы Межвузовского центра искусственного интеллекта в Уфе был дан 9 июля прошлого года. Он стал результатом коллаборации УУНиТ, УГНТУ и уфимского ООО «Лексема», специализирующегося на создании программного обеспечения и разработках в сфере искусственного интеллекта для промышленности. Однако исторически ИИ в нашей республике изучали еще в прошлом веке.
"Российская школа по построению нейросетевых моделей очень сильная. Наши умы занимались ей еще в 60-70-х годах. В частности в Башкирии и в нулевые уже учили студентов работе с нейросетевыми моделями. Модели Ирины Лакман помогают нефть искать на севере. В дальнейшем эти технологии будут развиваться. И сегодня мы привлекаем студентов, чтобы наша школа оставалась в авангарде. А обучение, наука и производство должны быть единым кластером - в этом и есть идея кампусов", - подчеркивает Егор Мешков.
О том, насколько ИИ уже проник в нашу повседневность, Денис Патраев может наблюдать просто глядя на своих друзей из университета: «Искусственный интеллект уже стал частью нашей жизни. Мне кажется, сегодня уже все студенты пользуются какой-либо нейросетью для своих задач. Кто-то подчистую задание выполняет в нейросети, кому-то нужно сделать введение для курсовой. В такой работе – это просто незаменимый инструмент с точки зрения некоторых студентов».
Однако здесь же Денис видит и проблему. Если студенты 90-х выписывали информацию из библиотечных книг, студенты нулевых и десятых искали нужные данные в интернете, то современным учащимся не нужно даже элементарно изучать результаты, которые выдает поисковик – нейросети предоставляют всё на блюдечке с голубой каёмочкой.
«Это один из вероятных вариантов будущего, где искусственный интеллект будет настолько облегчать жизнь человека, что он разучится что-то делать сам. Если ИИ будет думать за человека, то мыслительный навык будет пропадать. Некоторые сверстники даже не правят то, что им отвечает нейросеть, а просто сдают в таком же виде», - отмечает молодой человек.
По мнению Дениса, изучение сферы искусственного интеллекта сейчас может стать значительным подспорьем в будущем: «ИИ вполне может стать таким же огромным компонентом в жизни человека, каким когда-то стал интернет, хотя сто лет назад о таком никто даже не думал. Если начать изучать искусственный интеллект и то, как он работает, то в перспективе это будет преимуществом».
Сегодня коммерция испытывает начальный бум, рассказывает Егор Мешков. Самые продвинутые компании "раскусили", что такое ИИ-технологии, и начинают применять в своих решениях и заказывают решения с использованием моделей искусственного интеллекта.
Однако говорить с уверенностью, как именно будет развиваться эта сфера, не берутся даже специалисты. Руководитель Центра искусственного интеллекта Андрей Вдовин предполагает, что нейросетевые модели могут сильно изменить работу IT-специалистов:
"Все хотят узнать, что будет дальше. Но никто никаких прогнозов дать не может. Скачки будут. Возможно не гигантские, но будут. Сейчас у нас программисты разрабатывают программу на основе ИИ, которая позволяет программировать. То есть скоро программисты-то, возможно, не нужны будут, программа сможет программировать сама.. Понадобятся аналитики, которые будут задавать правильные запросы".
Бояться "восстания машин" или войны с роботами, которые часто становятся предметом повествования у писателей-фантастов, нам пока не стоит, говорят специалисты.
"Нейросетевая модель - система закрытая, она представляет из себя черный ящик. Вы ей даете какой-то промт (запрос), а на выходе получаете какой-то ответ. На сегодняшний день системы на основе нейросетевых моделей изолированы. Если этой программе не доверить разгонять центрифуги на атомной станции, то ничего страшного не будет. Сам человек своими ошибками или неверными промтами в будущем может спровоцировать какие-то критические последствия. На нынешнем же этапе такие модели остаются подспорьем для человека в принятии решения, но окончательное решение - за человеком", - подчеркивает Егор Мешков.