– Когда объявили о начале специальной военной операции, я понял, что журналистам обязательно нужно там побывать. Самыми первыми поехали коллеги из БСТ, а печатные издания какое-то время оставались в стороне, – вспоминает Вадут Гайфуллович.
Изучив вопрос, Вадут Исхаков обратился к Азату Бадранову, тогда первому вице-премьеру Башкирии, который уже служил в зоне СВО офицером политотдела 3-го армейского корпуса. Азат Шамилевич инициативу журналистов одобрил и полностью контролировал их работу, а главное – безопасность в зоне специальной военной операции.
В прошлом году у главного редактора газеты «Башкортостан» состоялась первая командировка на СВО. С тех пор Вадут Гайфуллович объездил почти все города Донбасса. Начал путь с Красного Луча, где похоронен легендарный башкирский генерал Минигали Шаймуратов. Дальше – Луганск, Донецк, Кременная, Снежное, Сватово, ближе к Запорожью – Днепрорудное, Бердянск, Мелитополь, Мариуполь и многие другие.
– Азат Шамилевич сказал нам, что нужно почувствовать окопную жизнь, тогда все статьи, материалы, рассказы получатся на 100 процентов. Когда ты хотя бы пару дней ночуешь в блиндажах, слушаешь, как работают коптеры, как случаются прилеты и работает ПВО – это совсем другие ощущения, – говорит Вадут Исхаков.
– Вадут Гайфуллович, сколько времени длится такая командировка?
– Мы находимся в зоне СВО около двух недель, но это не значит, что по их истечении наша командировка окончена. Печатные журналисты, в отличие от телевизионщиков, сначала набирают большое количество материала, а потом, вернувшись домой, продолжают работать над ним. Поездка закончилась, но работа только началась. Каждое слово стоит очень дорого.
– Как вас встречают бойцы?
– Солдаты встречают нас с большой радостью. Я иногда спрашивал их: «Стоит ли нам приезжать?», и они отвечали, что наш приезд — настоящий праздник. Общаясь с нами, только что приехавшими с их малой родины, солдаты чувствуют единение с домом. Они тщательно готовятся к нашему визиту и с нетерпением ждут встречи. Но самое интересное — они просят написать не о них, а о своих родителях, женах, сестрах, братьях и детях, которые ждут дома.
– Как реагируют местные жители на ваш приезд?
– Местное население встречает нас с пониманием. Большинство людей осознают, что мы пришли с добрыми намерениями. Наши специалисты строят там прекрасные дороги. До этого инфраструктура там была развита слабо, но усилиями России ситуация заметно улучшилась.
– Что первое бросается в глаза, когда оказываешься в зоне СВО?
– Пересекая границу, сразу замечаешь, что люди живут в условиях крайней бедности. Естественно, в глаза сразу бросаются блокпосты. Во время первой же проверки понимаешь, что попал в зону боевых действий, где царит неспокойствие. С 23:00 до 4:00 действует комендантский час. Замечаешь и следы разрушений от прилетов и снарядов. Они повсюду: в Красном Луче разбомбили гостиницу и целый квартал, на месте «Азовстали» до сих пор лежат руины, а в центре Донецка прилетело даже по театру и памятнику Пушкина. Следы снарядов видны повсюду, и ты их кожей ощущаешь, как и запах войны.
Пришлось журналистам посмотреть и на работу «птичек». Например, во время недавней поездки в Запорожье. День и ночь получали солдаты информацию о приближении ударных дронов. В такие моменты они открывали огонь по беспилотникам. Высокая точность стрельбы поражала. За время этой поездки подобные ситуации возникали трижды, и все три раза беспилотники были сбиты.
– Затем группа переместилась в Бердянск, и вновь утром мы проснулись от грохота. Тогда ребята посмеялись: «Вадут, почему за тобой дроны гоняются? Три дня – три дрона сбили, и все рядом с нами, в сотнях метров», – вспоминает наш собеседник.
Вадут Гайфуллович не скрывает: в такие моменты появляется страх, но преодолеть его необходимо, иначе невозможно выполнить работу.
– Что бойцы просят привезти в первую очередь?
– Когда мы впервые готовили поездку с журналистами, то собрали около миллиона рублей. Решили купить дроны – не FPV, а дорогие – Mavic Classic с камерами и смартфонами. Привезли три таких дрона и тепловизор — это самое необходимое на фронте. Гуманитарную помощь собирали все желающие. Одна неравнодушная пенсионерка отправила целый багажник сухофруктов.
Отмечу, у наших солдат есть всё необходимое, потому что наша республика во главе с Радием Хабировым постоянно отправляет гумконвои. Но бойцам приятно получить весточку с родины. Многие люди не только отправляют помощь, но и сами ездят к нашим парням.
Не так давно Министр культуры РБ Амина Шафикова навестила бойцов. Учреждения культуры республики собрали гуманитарную помощь: генераторы, рации, аккумуляторы, медикаменты, продукты питания, воду, одежду, спальники.
Дом печати организовал плетение маскировочных сетей. Коллеги активно включились в процесс. А началось все с нашей газеты «Башкортостан» в прошлом декабре. В то время близилась очередная поездка и решался вопрос, что привезти ребятам. Большими финансами мы не располагали, а мои коллеги как раз начали совместно с «Маскировка «Щит» Уфа» плести большие хорошие сети, которые я и взял с собой. С тех пор это стало традицией, и ни одна поездка не обходится без маскировочных сетей.
– Какие впечатления остаются у вас после поездок в зону СВО?
– Самой сложной для меня стала первая поездка. Мы ехали в составе экипажа и уже знали, как будет называться наш материал — «Своими глазами». Мы хотели передать все, что смогли увидеть. У нас был план, мы были готовы к работе, настраивались, но даже не представляли, как это будет тяжело. Мы никогда раньше не видели военных действий и знали о них только по рассказам наших дедов. Создалось ощущение, что мы живем с солдатами уже несколько месяцев. Когда возвращаешься домой, та обстановка не отпускает. Душой ты останешься там, в разрушенном городе, где в небе летают беспилотники. Возможно, поэтому я пять раз ездил в зону СВО – сердце постоянно тянет туда. И после каждой командировки долго не отпускает, неделями снится та обстановка, солдаты… Нужно время, чтобы прийти в себя.
Думаю, те, кто побывал там, меняются навсегда. Иногда появляется желание поехать на СВО не только в качестве журналиста, и некоторые решительные ребята действительно берут оружие и встают на защиту Родины. Например, тележурналисты Рафик Ахметшин, Байтулла Фаткуллин ушли добровольцами.
Поездки в зону специальной военной операции стали не просто командировками, а свидетельством глубокого понимания важности журналистской миссии. Журналисты не только рассказывают о событиях в зоне СВО, но и передают чувства и переживания людей, находящихся в зоне боевых действий, создают полную, объективную картину, чтобы читатели могли понять и оценить значимость происходящего.