– Гузэль, «Стой, не то мама будет гадать!» – сериал о том, как мама приходит на выручку сыну-следователю, причем чаще всего вопреки его желанию. А как бы вы описали сложные отношения главных героев?
– Я не скажу, что у них сложные отношения. Он уехал в 17 лет из Екатеринбурга и жил один. Мать не уделяла ему никакого внимания с того времени, свалилась как снег на голову, и идет их притирка. И в ходе развития нашей истории – как меняются их отношения – за этим очень интересно наблюдать, потому что тандем Инги Оболдиной и Михаила Кремера оказался очень удачным и слаженным. Они настолько профессионально увидели в друг друге партнеров! Вообще нас с актерами на площадке связывала огромная человеческая теплота. Я много смотрела актрис: одна комикует, смотрела другую – тоже комикует. Мне жутко не нравится, когда снимают смешное кино и пытаются рассмешить. Для меня очень важно играть комедию серьезно. Знаете, пусть будет смешно зрителю, а мы будем находиться в той жизненной ситуации, которую разыгрываем. И когда Инга пришла ко мне на пробы – может, это покажется странным – но я расплакалась. Потому что поняла – какая же она точная, органичная.
– Чем сама история при этом вас зацепила? Концепцией, жанром?
– Сейчас такая тенденция пошла, что во всех больших сериалах переплетается куча жанров. И там написано – детектив, мелодрама, боевик и так далее. Мне кажется, здесь еще и семейная история, мистическая история. Она мне нравится тем, что, во-первых, здесь в сценарии круто приписаны диалоги. Во-вторых, меня никто не держал за руку, и я сама хозяйка на площадке – я могу придумывать тексты, я могу менять слова. А то сейчас пошла дурацкая тенденция – слово в слово. И когда выходишь на площадку и кладешь эти слова в уста артистам, находясь в мизансцене, в этой атмосфере – естественно, что-то рождается.
– Вы режиссировали этот сериал вместе со своей дочерью Элиной. Довольно уникальная ситуация, когда люди вместе так удачно и работают, и сосуществуют в семейных отношениях…
– Вы знаете, я считаю, что ее работа со мной на площадке – будет равна трем годам обучения во ВГИКе. Реально, потому что на площадке человек понимает, видит, узнает и присутствует при большем, чем он это получает за партой.
– Скажите, какое у вас отношение к детективным сериалам? Смотрите ли вы их, любите, что предпочитаете?
– Я всеядная. Мне больше нравится смотреть, конечно, зарубежные сериалы. Но те сериалы, которые я вижу – хочу сказать, что сейчас у нас появляется больше качественного кино. Мне это нравится, я вижу, как актеры в кадре существуют, вижу, как это снимается. Но, конечно, от этого никуда не уйдешь – и в мировом сериальном производстве, и в нашем – среди хороших качественных продуктов есть шлак. Но тенденция идет к качеству – это отлично.
– Следите ли вы за уфимским кинематографом и какие работы уфимских кинематографистов можете выделить?
– Не скажу, что прямо слежу за уфимским кинематографом. Я просто знакома с директором киностудии, вижу, что они что-то делают, стараются, выпускают, делают кино – и меня это радует, конечно. Но вообще странно, что они не снимают сериалы, потому что, мне кажется, сериалы на башкирском, на татарском языках – пользовались бы успехом в республике. Там такая фактура, природа, я с трепетом вспоминаю хариусы, водопады, озера – это нереальная красота! Не зря же Башкирию называют второй Швейцарией! Может быть, они планируют снимать сериалы или, может, уже снимают, но там есть весь потенциал для этого.
– А вы помните, каким было башкирское кино тогда, когда вы уезжали из Уфы?
– Тогда на пленку снимали фильмы. Амир Габдульманович Абдразаков у нас был хороший режиссер, он много снимал. У меня папа, Фаиз Вахитов, был актером, театроведом, а также главным режиссером телевидения, он тоже снимал фильмы. Я вижу, как кино сейчас развивается. Я была на фестивале в Уфе «Серебряный Акбузат» несколько лет назад и видела достаточно приличные работы. Там есть хорошие актеры, которых я бы с удовольствием снимала.
– Доводилось ли вам работать с уфимскими актерами?
– Не доводилось работать, я просто видела в кино. А потом – интересный момент – у меня же папа с мамой преподавали на актерском отделении и какое-то время они вели курс в институте искусств, и я выросла с этой историей. Но дело в том, что у меня сейчас свой круг общения, я нахожусь в этой среде и там не бываю. Была там несколько лет назад на фестивале «Серебряный Акбузат» – меня приглашали в жюри. У меня много дел в Москве, и я не знакома с местными актерами. Если мне кто-то будет присылать свои шоурилы – почему нет. У меня, кстати, на днях была интересная история на съемках. Я вдруг вижу актрису, у которой фамилия – как и моя девичья. Говорю – ой, как интересно. Смотрю на нее – она мне нравится как актриса, взяла ее на эпизод, прихожу и говорю – а вы знаете, что у нас с вами фамилии одинаковые? У меня девичья фамилия Вахитова – и у нее тоже. В общем, нашла однофамилицу. Уфимских актеров у меня пока не было.
– Раньше считалось, что человек должен пройти школу жизни, чтобы стать режиссером. Сегодня же любой 16-летний может снять на телефон фильм о себе и показать, чем живут подростки. Не пугает ли вас такая конкуренция?
– Жизнь развивается по спирали. Приходит новое поколение, и это неотвратимо, я нормально к этому отношусь. Другой момент, что я отношусь двояко к пониманию профессии молодого человека. Условно, он может снять кино про какую-то свою историю, про свои мысли и про свое окружение, и это будет круто. Еще есть такой момент, когда человек снимает какую-то жизненную драму, а он ничего про нее не знает. Вот этот аспект удручает, потому что ну как 16-летний человек может научить 52-летнего человека уходить из семьи? Давайте скажем так. То есть что испытывает человек в этом возрасте, как может рассказать, как это должно быть в органике, во всем этом проявлении чувств, отношений. Да, хорошо, пусть молодые снимают про себя, про свою жизнь, про свою молодость. И это хорошо, что много молодых режиссеров пробуют себя. Другой вопрос, что сейчас я вижу, что в профессии очень много дилетантов. Ведь почему существуют переработки на сменах, идут такие траты бюджетов на то, что не успели, не закончили, не сделали? Если режиссер знает, что он делает, он будет понимать и входить в эти рамки, которые ему даны. А если режиссер на площадке не знает, как это сделать? Во многом от режиссера зависит качество тайминга во время съемочного процесса.
Фото предоставлено ТВ-3.