Все новости
Новости
11 Октября 2022, 10:15

Обнаружены уникальные документы о последних часах жизни генерала Шаймуратова

Председатель правления регионального отделения «Российского союза ветеранов Афганистана и ветеранов специальных военных операций», член Общественной палаты Башкирии Дмитрий Глушко передал информагентству «Башинформ» уникальные документы, которые касаются последних часов жизни Минигали Шаймуратова. Речь идет о воспоминаниях двоюродного деда Михаила Ильича Кузнецова, служившего в Башкавдивизии начальником Особого отдела. Он стал очевидцем гибели Шаймуратова под Луганском. Сообщается, что недавно внук Михаила Ильича Владимир, разбирая старые вещи, наткнулся на ранее нетронутые документы, среди которых воспоминания и рабочие записи, датированные 1948 годом.

Обнаружены уникальные документы о последних часах жизни генерала Шаймуратова
Обнаружены уникальные документы о последних часах жизни генерала Шаймуратова

В документе «Последние часы Шаймуратова» рассказывается, что, в рейде в глубоком тылу врага башкирская кавдивизия, которой руководил генерал-майор Минигали Шаймуратов, участвовала в ожесточенных боях, противник нес громадные потери в живой силе, техники, транспорте. Тогда немецкое командование приняло решение уничтожить наши части и бросило туда несколько стрелковых дивизий, танковые и мотострелковые части, авиацию. Но дивизия Шаймуратова продолжала ежедневно наносить сокрушительные удары немецким войскам.

21 февраля 1943 года две суток дивизия вела бой у станции Петровской.  Немцы несли большие потери.

Автор воспоминаний рассказывает, как 22 февраля вечером он  зашёл к генералу Шаймуратову с докладом о результатах дня. После официальных разговоров Шаймуратов пригласил его поужинать и сказал: «Сейчас подкрепимся и через несколько часов нам придётся выполнять одну из самых тяжёлых задач, то есть вывести дивизию из тыла противника».

Генерал-майор уже имел опыт выхода из рейдов, он стал указывать на трудности, с которыми дивизия может встретиться. Шаймуратов переживал, достаточно ли будет в решающий момент при выходе стойкости, мужества и физических сил у бойцов и командиров. Впереди ждал жестокий бой с немецкими частями и одновременно бой при прорыве укрепленной линии обороны противника.

Шаймуратов предупредил, что сложнее всего будет тогда, когда не будет возможности помогать друг другу, особенно раненым. Может случиться, что часть дивизии прорвет линию обороны, а часть – нет, тогда может быстро сомкнуться разрыв в обороне противника. Он также добавил:

«Если я окажусь безвыходным случае, то вот будет мой выход (при этом он указал на имевшийся при нём пистолет). Пусть фашисты не мечтают получить меня живым. Чтобы я, бывший батрак, старший командир, а теперь генерал мог опозорить с собой Красную Армию. Этого я не могу допустить».

Вскоре пришел приказ о выдвижении. К 4:00 утра 23 февраля сорок третьего года вступили в деревню Юлино. Шаймуратов получил приказ прорвать оборону со стороны противника и провести за собой остальные части. В 6:00 утра 23 февраля на открытом большом поле, по которому тянулась линия обороны противника, завязался жестокий бой.

«Шаймуратов, сидя в седле на своем вороном коне, находился впереди метрах в 150-200 от меня вправо. Слышно было как он даёт команду «Вперёд, за мной». В следующий момент он был сбит с коня огнём противника стремительно вскочил опять в седло, но снова был сбит немцы по-видимому видели в нём большого командира и перенесли на него шквальный огонь артиллерии, миномётов и пулемётов».

По словам Михаила Кузнецова,  в тот момент сложная обстановка и ожесточенный огонь противника не позволили несмотря на многие попытки вынести с поля боя тело славного героя - командира Шаймуратова, который до последнего дыхания оставался верным сыном своей Родины. Его похоронили на месте его гибели после боя. «Поганые руки гитлеровских бандитов его не коснулись». 

Источник: "Башинформ"

Автор:Алсу Муллахметова
Читайте нас: