Виктор Александрович отметил, что знал Муртазу Рахимова с 1984 года, когда будущий президент республики еще работал на Уфимском нефтеперерабатывающем заводе XXII съезда КПСС.
– Судьба свела, когда Муртаза Губайдуллович был избран в декабре 1993 года президентом, а в марте 1994 года он пригласил меня в аппарат администрации президента Республики Башкортостан, который только еще формировался, на должность начальника управления по работе с территориями и кадрами. Вот с тех пор и до 11 января 2023 года я как-то всегда был рядом с Муртазой Губайдулловичем, – сказал Виктор Пчелинцев. – Для меня этот человек – легенда, это величина, и республика понесла величайшую утрату. Это человек, который для нашей многонациональной республики являлся эталоном, ориентиром. В те непростые времена, когда Россия находилась на грани развала, на грани гражданской войны, нашей республике повезло, что пришел человек, который прошел огромную школу на производстве, в рабочем коллективе, знал, чем живет республика, что хотели увидеть и получить от президента избиратели в лице жителей Республики Башкортостан.
В памяти осталось, что это был очень простой, доступный, улыбчивый, коммуникабельный человек. На протяжении того периода, в котором я работал вместе с ним в администрации, я ни разу не слышал, чтобы он подчеркивал «Я – президент Республики Башкортостан». Он всегда пытался своим обаянием, своей улыбкой, пониманием глубины души человека разрядить ситуацию без больших издержек – вот в этом, наверное, была его сила. Это действительно великий государственный и общественный деятель не только в масштабе республики, а в масштабе Российской Федерации. Эта мудрость, простота, умение, невзирая на ранги тогдашнего руководства Российской Федерации, отстаивать, аргументировать ту правду, которая была близка людям, – вот в этом, наверное, и состояла огромная сила человека, который жил для людей, ради людей и понимал свое положение относительно тех, кто за его спиной находился – я имею ввиду саму республику.
Муртаза Рахимов ответственно относился к тому, что жизнь должна строиться, формироваться и реализовываться на основе права, закона. Он всегда апеллировал к правительству, давая им понять, что они исполнительный орган и в принятии новых законов, регулирующих взаимоотношения, которые складывались в то непростое, тяжкое для России и прежде всего для республики время, нужно было организовать и построить жизнь так, чтобы она давала наибольший КПД, а с другой стороны – не переступить черту бесправия. Муртаза Губайдуллович всегда напоминал, что Государственное собрание должно четко, правильно, конкретно обеспечивать грани закона, реализовывать те задачи, которые там определены. Муртаза Рахимов добивался того, чтобы правительство чувствовало пульс построения взаимоотношений на всех уровнях экономической, социальной, культурной жизни республики.
Муртаза Рахимов принимал участие в работе над Конституцией Российской Федерации. Будучи председателем Верховного Совета, он участвовал непосредственно в формировании основ Конституции Республики Башкортостан. У него всегда было множество предложений, которые он просил облечь в законодательную форму.
По тем временам республика среди всех субъектов Российской Федерации находилась в десятке лучших субъектов-доноров – мы были третьими-четвертыми по тому, как производили продукцию. Поскольку с распадом Советского Союза связи были прерваны, нужно было суметь внутри организовать все направления нашей индустрии и аграрного сектора таким образом, чтобы республика не чувствовала себя ущербной. В то время решался очень большой блок социальных вопросов, особенно это касалось сёл, – строительство дорог, газификация, строительство школ, детских садов, участковых больниц, фельдшерско-акушерских пунктов – то есть всё для людей. Чувствовалось, что Президент республики – это отец большой семьи, которая называется Башкортостан.
У Муртазы Рахимова было ровное отношение ко всем народам, которые проживают на территории Республики Башкортостан. Это проявление его мудрости. В тот период западные политики разваливали Российскую Федерацию и хотели ее расчленить. Муртаза Рахимов видел, что идет национальный акцент – это Татарстан, Закавказье и Республика Башкортостан. Здесь западные политики искали какие-то недовольные элементы и на этом строили какие-то «прогнозы». Муртаза Губайдуллович все это отметал, и в Башкирии было создано 24 национально-культурных объединения. В 2001 году, когда в республику приехал президент России Владимир Путин, нам было что показать, поскольку республика среди субъектов шагала в первых рядах. Я считаю, что тогда дана была высочайшая оценка тому, как на территории Башкортостана реализуются межнациональные, межконфессиональные отношения. На протяжении всех лет, возглавляя Башкирию, Муртаза Рахимов держал эти вопросы в поле зрения, ибо когда есть дружба, понимание, мир, спокойствие – спорятся и дела, и показатели хорошие, и республика себя чувствует комфортно.
Муртаза Рахимов – это одна из величайших исторических страниц для нашей Республики Башкортостан, поскольку в этом человеке были сосредоточены очень многие, очень добрые качества. Он жил для людей, среди людей, наверное, это самое важное. Поэтому все с величайшей любовью относятся к этому человеку, с уважением и высоко оценивают его заслуги. Дай Бог, чтобы в России такие руководители всегда присутствовали, ибо в их сердце, в их душе есть любовь к своей земле, к своему Отечеству, к своим людям – это дорогого стоит! – сказал сегодня Виктор Пчелинцев в интервью на телеканале БСТ.