Аргументы приводят примерно следующие – на построение карьеры уйдут годы, трудовая «копеечка» в других местах более «увесистая», бумажная работа душит, а с нынешними детьми и идущими в ногу со временем родителями контакт найти не просто, при этом уверенности в том, что институтских знаний и умений достаточно – нет. К тому же образование – одна из самых открытых сегодня сфер. О ней много говорят, и не всегда хорошо. Для нашей сегодняшней собеседницы ничего из вышеперечисленного не стало преградой. В школу пошла работать еще на третьем курсе университета, как сама с иронией замечает, чтобы узнать, настолько ли там все плохо. А сегодня, когда Анастасии исполнилось 25 лет, она сделала карьеру, неплохо зарабатывает и главное – абсолютно влюблена в то дело, которым занимается. Знакомьтесь: Анастасия Ногина, учитель начальных классов 112-ой уфимской школы. Наш разговор о том, легко ли быть молодым учителем в школе.
– Я представитель педагогической династия. Прабабушка, бабушка, мама были педагогами. Поэтому после школы вопрос «куда пойти учиться» даже не стоял. В Благовещенске с красным дипломом окончила педагогический колледж по специальности «учитель начальных классов», но решив, что этого недостаточно, поступила в Башкирский государственный педагогический университет имени Акмуллы, где училась по направлению «специальное дефектологическое образование». Уже на третьем курсе перевелась на «заочку» и пришла работать в 112-ую уфимскую школу преподавателем младших классов. Совсем скоро у моих четвероклашек выпускной, и это мой первый выпуск.
– Вам, наверное, нередко приходится слышать: «зачем тебе все это?». И все же почему вы выбрали начальную школу?
– Всё детство я играла «в школу», представляя себя в роли учителя. Часто бывала с мамой на работе, помогала ей проверять тетрадки. У моей мамы – Светланы Геннадьевны Ежовой – две специальности: учитель музыки и учитель начальных классов. Долгое время мама работала по первой специальности, а когда ей дали начальные классы – была просто счастлива! И я видела это. Может поэтому и сама выбрала малышей. И мне очень нравится работать с ними, наблюдать за тем, как они взрослеют, меняются. Дети – это ведь чистый лист, и я тоже имею отношение к тому, чем он будет заполнен. Какими они станут, зависит, в том числе, и от того, что именно я в них вложу, как воспитаю.
Дети приходят в школу с горящими глазами, и первое, что должен сделать учитель – не сломать этот настрой и желание приходить сюда каждый день и получать радость от учебы, от получения новых знаний.
У нас сложились замечательные отношения с ребятишками. Может быть потому, что я с ними «на одной волне». Я молодой педагог, и мне с ними легко общаться. Я их люблю, и они это чувствуют и отвечают мне тем же. Сейчас я учусь в магистратуре, и когда мне приходится уходить на сессии, дети мне пишут, звонят, спрашивают: «Когда вы, наконец, вернётесь?». Работая в школе, я чувствую себя полностью реализованной и считаю, что это моё призвание.
– В 2022 году вы поэтапно побеждали в конкурсе «Учитель года – 2022». Сначала в номинации «Педагогической дебют» в Калининском районе Уфы, потом в этой же номинации стали «Учителем года столицы Башкортостана – 2022», а после – победителем республиканского конкурса «Молодой учитель года – 2022». Что дает вам участие в конкурсах, как влияет на вашу жизнь?
– Я просто очень активный человек, сидеть на одном месте мне скучно. Рутина – это не мое. Поэтому, когда появляется возможность участвовать в жизни школы, в каких-то конкурсах, я всегда принимаю участие. Когда я только пришла в 112-ую школу, меня очень хорошо приняли, а для молодого специалиста это чрезвычайно важно. И до сих пор мне очень помогают и всегда поддерживают. Может поэтому мне не трудно принимать участие в конкурсах, готовиться к ним. А что это дает? Хороший опыт и стимул работать дальше в своей профессии.
– С какой темой вы вступали на конкурсе?
– «Формирование математической грамотности на уроках математики младших школьников». Над ней я до сих пор работаю. Мне она кажется актуальной. Это основное требование современного мира.
Я считаю, что для формирования математической грамотности можно применять проектную деятельность, ролевые и деловые игры и решать жизненные задачи. Жизненные задачи – самое простое, что можно сделать на уроке математики. На втором этапе, на мастер-классе, я предложила технологию создания таких жизненных задач.
– А можно на конкретном примере показать, как трансформировать жизненную задачу в математическую, да так, чтобы было понятно младшим школьникам?
– На городском этапе конкурса рассматривалась тема «умножение многозначных чисел на многозначные». Урок проходил в январе, поэтому решено было связать его с темой окончания блокады Ленинграда. Исторические обстоятельства я перенесла на жизненные задачи, решая которые, дети не только учились умножать, но и узнавали много нового о самых тяжёлых страницах истории своей страны, о том, как жили люди в блокадном Ленинграде. На таком уроке они узнали что, несмотря на голод, холод, разруху в блокадном городе работали школы, институты, концертные залы и даже зоопарки. И люди всеми силами старались сохранить жизнь животным, которые там обитали. Голодая, они делали всё возможное, чтобы животные получали свой корм. А мы с учениками рассчитали – сколько именно его нужно было каждому животному.
На республиканском этапе рассматривалась тема «сравнение углов», и в качестве жизненной задачи мы взяли весеннюю тему – «построение скворечников для перелетных птиц». Это был практикоориентированный урок, на котором дети учились чертить углы, под которыми будут потом строиться крыши скворечников.
– Анастасия Вячеславовна, недавно вы стали советником министра образования и науки Башкирии. Как это произошло, и в чём вы видите свою роль как советника?
– Стать советником министра мне предложили как победителю республиканского этапа педагогического конкурса. Моя активная жизненная позиция не позволила мне отказаться, и я согласилась, даже не раздумывая. Недавно я уже принимала участие в совещании, на котором обсуждались вопросы последних звонков и выпускных. Как их провести так, чтобы было удобно всем, как совместить с ОГЭ и ЕГЭ и так далее.
Кстати, я принимала участие в пятом форуме школьного образования «Взлетай!», который завершил свою работу буквально вчера. Выступала в качестве спикера сначала на дискуссионной площадке, а затем на пленарном заседании.
Возвращаясь к моим делам «на поприще» советника министра, могу сказать как человек, работающий в этой системе: в ней ощущается дефицит педагогических работников. Особенно молодых учителей. А молодые специалисты в образовании очень нужны, поскольку молодежь – это всегда новые идеи, взгляды, инновации. И молодежь нужно поддерживать. Собственно этому и было посвящено мое выступление на форуме «Взлетай!». Об этом я постараюсь говорить и в качестве советника.
– Еще одна страница вашей жизни – участие в телепроекте «Классный журнал», интересно было «сниматься в кино»?
– Этот совершенно новый телепроект, который приурочен к Году педагога и наставника. Когда мне позвонили с предложением о съемках, я, разумеется, отказываться не стала. Причем позвонили в пятницу, а съемка была намечена уже на понедельник. «Классный журнал» – это цикл передач, в которых учителей показывают с разных сторон – не только в школе у доски и за тетрадками, а в обычной жизни. Рассказывают об их интересах, увлечениях и воплощают в жизнь какую-нибудь мечту. Кто-то хотел полететь на воздушном шаре, кто-то – прыгнуть с парашютом. Я со своими ребятами побывала на ипподроме «Акбузат». Дети познакомились с башкирской породой лошадей, а мы знаем, что на практике материал усваивается гораздо лучше. Кроме того, все были в восторге от катания на лошадях. Это была моя мечта, которая исполнилась.
– Возвращаясь к истокам, сегодня многие выпускники школ стараются поступить в столичные вузы, считая, что образование там более качественное и престижное. С красным дипломом колледжа вы решили учиться в БГПУ имени Акмуллы. Почему сделали выбор в пользу республиканского университета?
– Свою учебу на кафедре «Специальной педагогики и психологии» я вспоминаю с большим теплом. И в первую очередь из-за преподавателей. Они направляли, наставляли, никогда не отворачивались и ни в чем не отказывали. Вообще я считаю, что в нашем университете дают прекрасное образование, вооружают именно практическими приёмами работы с детьми. Во время учебы, мы часто ходили в детские сады, и на практических занятиях в университете много раз проигрывали различные ситуации. Я нисколько не жалею, что не уехала, что выбрала наш педагогический университет.
– Работа педагога отнимает много времени, как к этому относятся близкие?
– Мой муж Константин по профессии – сварщик. Живя со мной, он уже знает об образовании, наверное, не меньше меня. Он первый слушатель моих выступлений и открытых уроков. Он меня во всем поддерживает и помогает, готовит для меня презентации, а, бывает, и замечания делает, критикует – говорит: «Вот эту мысль лучше вот так выразить, так детям понятнее будет». Я прислушиваюсь. Муж – моя поддержка и опора.
– Как мне кажется, люди во взаимоотношениях с детьми делятся на два типа: первые – после общения с детьми чувствуют себя «выжатым лимоном», вторых – дети, наоборот, «заряжают». К какому типу относитесь вы?
– Конечно, ко второму! Я настолько напитываюсь их энергией, позитивом и непосредственностью, что после уроков у меня появляются силы участвовать в конкурсах, сниматься телепроектах. Именно дети мне их дают!
Да и зарплата у меня неплохая, но я считаю, что счастье не в деньгах! В педагогической специальности я себя полностью реализовала. Для меня важно это!
Вера Печорина.